-
-
stok1946 wrote in
chto_chitat
«Императорский покер» Вальдемара Лысяка

"Когда правителям осточертевало хамское размахивание мечами и топорами, они в перерывах усаживались за столик поиграть в политический покер, чтобы более культурным образом влиять на развитие цивилизации. Главным для каждого из этих великих игроков был общечеловеческий покой, людской мир без войн и пожарищ, та ничем не замутненная блаженная тишина четырех стен кабинета... Некоторые из них даже были близки к этой цели.
Из всех исторический покерных розыгрышей в наиболее интересном приняли участие два великих императора: император французов Наполеон I и император Всея Руси Александр І."
Наше поколение 70-х испытало легкое поветрие полонофилии. Лучшая в мире тяжелая кавалерия с крыльями за спиною, "Пепел", "Пепел и алмаз", магазин "Ванда", Марыля Родович, пан Станислав Лем... Но современная польская литература как-то не вдохновляет: Гжендович, Вегнер, Сапковский - неплохи, но не более того. Слишком мрачно и надуманно фантазийно.
Но вот неожиданно вынырнувший из недр Флибусты Вальдемар Лысяк. Эстет, эссеист, историк. Одна его многотомная "Живопись белого человека" - откровение для любого человека, интересующегося историей искусств.
Художественная проза Лысяка своеобразна и самая известная (но не самая лучшая) из его книг - "Императорский покер".
Автор – изрядный русофоб и способен повторять всякие антирусские (даже самые дурацкие) выдумки. Но он неоднократно заявляет, что пишет не научный труд, а популярную книгу. И с одинаковой улыбкой он приводит громадное количество фактов и домыслов, нимало не заботясь о степени их вероятности (в математике термин "достоверность" не употребляется). Здесь он гораздо симпатичнее "профессиональных историков" с мрачным пафосом изрекающих свыше одобренную ложь, выдавая ее за истину.
Во-первых, подкупает совершенно раскованный и искрометный стиль изложения, столь отличный от традиционных суконных текстов исторического научпопа. В моем понимании, это - лучшее в своем роде и перевод Владимира Марченко сумел подчеркнуть причудливую скань изложения.
Во-вторых, создана фойерическая галерея персонажей: королей, императоров, генералов, гасконских поручиков, предприимчивых светских дам, шагающих больших батальонов и кавалерийских сшибок. Вот какими мазками, например, пишутся маршалы Наполеона:
"Со своей супругой, сестрой Наполеона Каролиной Бонапарте, Мюрат играл в популярнейшую супружескую игру под названием: кто кому больше раз изменит. Биографы не отметили, кто же из этой отборной парочки одержал победу (историки слабы в математике)".
"Сын каменщика Ожеро неоднократно в течение собственной жизни убегал из французской, российской (будущий маршал служил под командованием Суворова) и прусской армий. В Афинах он женился, в Лиссабоне попал в тюрьму, в Константинополе продавал часы, а в Дрездене обучал танцам, и повсюду разбивал женские сердца и лишал жизни мужские тела, так как и женщины, и мужчины страстно желали проверить его совершенства. Мужчины – в фехтовании. "
"Под защищавшимся Регенсбургом – когда его атакующих гренадеров отстреливали со стен, и армия просто отказалась участвовать в этом самоубийстве – Ланн взял лестницу под мышку и сам направился пешком к стенам твердыни. На полпути устыженные солдаты догнали своего маршала и захватили Регенсбург ."
В третьих, неординарна сама композиция произведения - подход к истории, как к "партии в покер". К сожалению, блестящие игроки в него в нашей современности как-то вывелись. Да и маршалы с лестницами под мышкой больше не ходят.