2. Викентий Вересаев, "Живая жизнь". Вересаев — прекрасный писатель, уровнем не ниже Горького или Чехова, мастер рассказа, но у него есть и большое философское исследование, выросшее из книги Ницше "Рождение трагедии из духа музыки", где противопоставляются два начала искусства — аполлоническое и дионисийское — и рассуждается, куда какой путь ведёт человека и человечество. Вересаев тоже, что называется, подкидывает угля в паровозную топку этих рассуждений, используя для примера творчество Достоевского и Толстого. Книга засасывает. Параллельно перечитал "Подростка" Достоевского и половину Ницше, но отдельно их в списке указывать не буду, поскольку это было беглое вспомогательное чтение.
3. Александр Пустовит, "Этика и эстетика". Курс лекций о триединстве добра, истины и красоты, с интересным экскурсом в историю. Написано с диалектических позиций, что сейчас редко встретишь. Книга очень хорошо легла на прочитанного перед этим Вересаева.
4. Тэцуо Миура, "Блуждающий огонёк". Небольшой сборник грустных и сюрреалистичных новелл из жизни послевоенной Японии. Прочитал, чтобы вынырнуть, так сказать, из этики в эстетику. Точнее, из литературы non-fiction в литературу-fiction. Потому что бывает, так уйдёшь в философские и публицистические дебри, что уже устаёшь от них, а ничего другое в голову не входит — начинаешь читать и бросаешь — как-то несерьёзно. Японская литература в таких случаях всегда выручает.
5. Роберт Хайнлайн, "Дверь в лето". Нашёл ютуб-канал с советскими телепостановками фантастики, и там была трёхсерийная версия этого романа. После просмотра захотелось и книгу прочесть. Люблю, когда в сюжете присутствует кот.
6. Братья Стругацкие, "Малыш". Да, переход с того же ютуб-канала. Правда, "Малыша" я уже читал, довольно давно. На этот раз меня поразила эта история. У Кафки есть такая фраза, что книга должна быть топором, способным прорубиться сквозь ледяное море внутри нашего сердца. Для меня "Малыш" стал одной из таких книг. Но вот что странно — я не нашёл ни одного человека, который увидел бы в этой книге то же, что я — что человека предали ради каких-то абстрактных вещей и понятий и изгнали из человеческого общества в чуждую систему жизни. Загадка.
7. Борис Гройс, "Коммунистический постскриптум". Большое философское эссе, рассматривающее коммунизм как проект подчинения экономики политике с помощью слова. В русле философии Людвига Витгенштейна (Д.Т.К.П.)
8. Валентин Катаев, "Хуторок в степи". Великолепная вещь, яркая и остроумная, про перипетии небольшого интеллигентного семейства в промежутке между первой русской революцией и надвигающейся второй. Описание детского душевного мира со всеми его переживаниями, фантазиями и увлечениями просто потрясающее.
9. Аркадий Гайдар, "Судьба барабанщика". Писал здесь свою рецензию — https://chto-chitat.livejournal.com/14125542.html
10. Николай Чернышевский, "Что делать". Удивительно, что книга, написанная человеком, совершенно лишённым литературного таланта, произвела в общественном сознании, а затем и в общественной жизни такой воистину тектонический сдвиг, который не смогли произвести все вместе взятые гениальные современники — Толстой, Достоевский, Гончаров, Тургенев и т.д. Мне кажется, дело тут вот в чём. Все эти гении на разные лады объясняли мир, а между тем назрела насущная необходимость изменять мир. И Чернышевский показал, каковы должны быть принципы этих изменений, каковы должны быть люди, которые подчинят себя этим принципам, и каково будет будущее всеобщего счастья, к которому приведут эти изменения.
11. Жан Веркор, "Сильва". Сюрреалистическая повесть о том, как загнанная охотниками лиса чудом превратилась в девушку, чем доставила массу хлопот своему случайному спасителю. Написано увлекательно, но конечный смысл как-то ускользнул от меня.
12. Пелевин, "Непобедимое солнце". Обычная для Пелевина мешанина из конспирологических, гностических, буддийских и оккультных мотивов, переплетённая с насущными проблемами современности.
13. Мустафа Акийол, "Исламский Иисус". Мусульманский автор объясняет, почему и в чём христианство отошло от истины.
14. Даниил Сысоев, "Ислам. Православный взгляд". Православный автор объясняет, почему и в чём ислам отошёл от истины. В общем, прочитал эти две книги после того как во Франции убили этого несчастного учителя на радикально-исламской почве. Хотелось уяснить некоторые вопросы. Уже дочитав до конца, узнал, что и автора второй книги, Даниила Сысоева, тоже убили исламские радикалы. Это помогло окончательно уяснить все неясности.
15. Александр Иличевский, "Математик". Довольно странный текст, словно склеенный из нескольких не вполне совпадающих кусков. Главный герой — математик, но его интересует проблема воскрешения мёртвых. Ожидаешь, естественно, какой-то философии общего дела по Николаю Фёдорову, каких-то глубоких мыслей в этом русле, ан нет. Герой просто тупо бухает, ссорится с женой, уезжает жить куда-то к чёрту на рога, там работает в забегаловке, потом с приятелем увлекается альпинизмом, и они едут штурмовать какой-то сложный пик, вот и всё. Как и в случае с Веркором, конечный смысл от меня ускользнул, хотя читать было местами увлекательно, особенно про подъём на гору.
16. Хорас Маккой, "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?" Писал здесь рецензию — https://chto-chitat.livejournal.com/14223140.html
