Category:

Почекаев Р. Цари ордынские.

Почекаев Р. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. —   2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Евразия, 2017г. 464 стр., илл.  Переплет,  Увеличенный формат.  (ISBN: 978-5-91852-172-4 /  9785918521724) 

В любом курсе по истории средневековой Руси постоянно мелькают имена  внешней силы, которая с завидным постоянством вмешивалась в отношения  между князьями в XIII-XV вв. – Орды. Золотая Орда не была безлика, и её  довление над Русью облекалось в лицах многих её правителей – Чингизидов,  временщиков, регентов и прочее, прочее, прочее. Несмотря на то, что это  государство имело специфический характер по своему внутреннему строю,  во внешней политике правители играли огромную роль.

Кто же они – цари давно погибшей Орды, что они приняли в наследство, что хранили, что пытались создать?

Питерский юрист Роман Почекаев уже не раз становился объектом моего  внимания, когда я рецензировал его книги, посвящённые биографиям всем  известных Батыя и Мамая, оказавшихся более глубокими и сложными  деятелями, чем это было принято считать в отечественной русистике. В  этих книжках Почекаев показал себя дотошным биографом и историографом,  неплохо владеющим материалом, хотя и не знающим восточные языки, но  неплохо работающего с переводными источниками. 

 

Его книга 2009 года тоже создан в жанре биографии, но она охватывает  жизнеописания не одного человека, а четырнадцати, и охватывает два  столетия истории могущественной и непрочной многонациональной державы,  которая практически с первых лет своего существования оказалась во  власти центробежных сил… 

Самое интересное для меня – как же через личность правителей  развивалось находящееся в их попечении общество, как, в конечном счёте,  они пришли от монолитной державы-армии к раздробленному конгломерату  ханств, проглоченному новым волком, бывшим когда-то овцой? Несмотря на  то, что очерки Почекаева являются вполне себе традиционными для жанра  биографии, и описывают жизнь и деятельность правителя, сам автор  называет их своего рода «микроисторией», однако ответить на этот вопрос  всё же можно. В конце концов, именно из жизни людей и складывается  большая панорама истории и её неспокойных волн.

Итак, в 1256 году умирает Бату-хан. Что он оставил после себя,  государство? Кочевничье войско, связанное ясой и родовыми узами друг с  другом, и их бессменными главами – представителями рода Чингизидов. Не  стоит обольщаться нарисованными в картах прерывистыми контурами Золотой  Орды – с территориальной точки зрения она была более чем аморфна. Бывшая  Булгария с её богатыми городами, земли вдоль Волги и Камы, Подонье,  плато Северного Кавказа, степь вплоть до Карпат и Южного Буга – всё это  многообразие земель и стало вместилищем племён, ставящих свои стойбища  по берегам рек, и контролирующим эту территорию, со всеми её степями,  городами, торговыми факториями, трактами, покорённые и платящие дань  народы, вроде соседних русских анклавов, и так далее и так далее. Именно  этот скотоводческо-племенной характер, ярко выражено «личностный», не  завязанный на землю и властные институты порядок и определил изначальную  расстановку сил. Старший брат Бату, Берке, его племянник Мунке-Тэмур, и  сын его Тохтогу / Токта возложили на себя миссию выстроить из этой  действительно кочевничьей орды государство, в полном смысле этого слова.

Их внутренняя политика формирования власти была не слишком активна.  Они держали при себе мусульманских богословов и правоведов, допускали по  прежнему на свои земли купцов с юга. Так, Мунке-Тэмур наладил выпуск  собственного товарного эквивалента – монеты, быстро набравшей обменный  вес на средневековом Ближнем Востоке, а Токта упорядочил его и перенёс  все монетные дворы в Сарай, тем самым попытавшись создать экономический  центр державы. 

Аморфность их власти внутри Орды подчеркивает, скажем, влияние  правнука Джучи, представителя побочной ветки Чингизидов, бекляри-бека  Нохоя/Ногая, который, держа под контролем несколько родов, вёл вполне  самостоятельную внешнюю политику и беспрекословно управлял доходами с  территории бывшего Дешт-и-Кипчак в Северном Причерноморье, и в Крыму,  фактически не подчиняясь центральной власти.

Внешняя политика этих людей тоже носила более личностный характер –  они заключали индивидуальные союзы с египетскими султанами,  традиционными ордынскими союзниками, наводили контакты с Византией и  восточноевропейскими королевствами, вступали в политическую борьбу на  своих границах. Ну и, конечно, принимали самое активное участие в  политике номинально существующей Империи, участвуя в интригах  многочисленных улусных властных группировок в дележе власти. 

После Токты, который, по мнению Почекаева, является создателем единой  и стабильной державы (тезис интересный, и, быть может, сомнительный… в  любом случае, самого факта выпуска монеты маловато для подобных выводов,  в конце-концов, было бы неплохо побольше узнать об институтах  управления и контроля, или хотя бы получения доходов), в XIV в. начался  новый период в истории Орды. Это эпоха Узбека и Джанибека считается  расцветом Золотой Орды, однако Почекаев не совсем с этим солидарен. Так,  Узбек с его точки зрения был слишком непоследователен в государственных  делах, постоянно влезая в авантюры, дорого стоившие его землям, и  практически не приносящие пользы, и даже потери, славой же своей он  обязан мусульманским авторам, высоко ценившим Узбека как покровителя  ислама, и показной, кричащей роскошью сарайского двора. Примерно тоже  касается «доброго царя» Джанибека, впрочем, бывшего более успешным во  внешнеполитических делах… Однако его правление ознаменовалось началом  загадочного упадка Золотой Орды, по некоторым версиям, из-за жестокой  эпидемии Чёрной смерти (середина XIV века), и/или экономического  кризиса.

Третья эпоха – долгий, столетний упадок, время временщика Мамая,  пытавшегося удержать распадающуюся державу, его противники из различных  частей державы – Пулад-хан и сын его Арабшах, перетягивающих канат  власти в свою сторону… И, конечно, Токтамыш, который вытащил державу из  «Великой Замятни», чтобы вогнать её в новый, ещё более глубокий кризис,  который после его смерти, во время владычества Идигу / Едигея  окончательно развалил на части Орду. Агония Джучидов длилась до 1528  года, когда умер последний хан, способный претендовать на единое  владычество – Шейх-Ахмад…

Как описательна рецензия, так описательна и вся книга. Пожалуй, самое  ценное в ней – попытка взгляда на историю Орды не с точки зрения  богомольной Руси, улусника или союзника, как там в разных версиях, а с  позиции её правителей-предводителей. В силу военного характера власти и  большой активности на международной арене Почекаев, как вы заметили,  уделяет основное внимание внешней политике, союзам и воинам, в которых  гораздо было участвовать это политическое образование. С этого ракурса  история Руси действительно выглядит несколько по другому, как побочное,  хотя и важное направление ханской политики, расценивающей её как  источник средств для своих авантюр. Ордынские ханы весьма быстро  втянулись в интриги ближневосточных династий, много лет боролись за  власть в Закавказье, вместе со своими египетскими союзниками выступали  против иранцев. Активно участвовали они и в хитросплетениях отношений,  охватывавших интриги Чингизидов других улусов, боролись за власть на  западе, интересы ханов захватывали многие районы восточных Балкан, вели  они своё наступление и в Литве, хоть и спорадически, вступали в  противоречивые взаимоотношения с венецианцами и генуэзцами в Крыму.  Ордынские ханы были очень и очень активны вовне, даже во временя Великой  Замятни… Но что в это время творилось в стране?

Но главное: что они пытались создать? Книга Почекаева и не пытается  дать ответ на этот вопрос, но мы попытаемся. При ознакомлении с  биографиями ханов становится ясно, что они выступали как обычные  светские военные правители, как, например, турецкие султаны – пытались  расширять свою личную власть, раздвинуть границы своего влияния. Джучиды  – истинное воплощение Золотой Орды - были сами по себе, а  подконтрольные им территории – сами по себе, особенно это касалось  регионов с многочисленным осёдлым населением. Золотая Орда – это власть  потомков Джучи и их родовых связей, в их мире не было понимания о  властных институтах и управлении. Поэтому, при ослаблении рода Джучидов,  при появлении противоречий между отдельными его ветвями, держава и  распалась – у неё не было реально никаких скрепляющих элементов. После  этого разрозненные территории и были поглощены идейным наследником  ордынских ханов – русскими князьями-царями, черпнувшими от их принципов  так много…

Error

Comments allowed for members only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded