Планета Федра в отдаленном секторе Галактики, «гремучая смесь запахов моря и могилы». Тысячу лет ее пытаются покорить, а последние полвека за нее упрямо бьются Гвардия с мерзкими Тау. Чего ради? Во-первых, во имя Бога-Императора, конечно. А во-вторых… уже и не важно.
Впрочем, данная книга делает акцент немного на другом. Читателю сразу же позволяют влезть в головы действующих лиц и узнать их мысли – порою до ужаса еретические, несмотря на внешнюю набожность и преданность Императору; узнать их прошлое – в большинстве своем полное боли, потерь, сожалений, жажды мести и искупления.
Это и отличает книгу от большинства прочих, написанных по «Сороковнику».
Такой подход необычен и сразу же привлекает внимание, а все остальные элементы, вроде тщательно проработанных сторон конфликта, историй их пути, истории родных миров, вплоть до мифологии; развитие и преображение персонажей, не позволяет просто так оторваться от чтения. Ну и конечно, всяческие вооруженные стычки и просто природные напасти чрезвычайно натуралистичны.
Книга представляет собой переплетение судеб непохожих друг на друга персонажей, будь то офицеров опального полка, побитого и с висящей у них на плечах вины за уничтожение поселения в родном мире. Они-то считали, что вырезали скверну из тела планеты, а все остальные – что гвардейцы перешли черту, и надо бы отправить Инквизиции донесение. И до сих пор не ясно, кто был прав в той ситуации.
Или, другого полка, истово проповедующего догматы, суть которых в непременном обвинении Императором и экспериментирующего с грибком-паразитом, принесенным однажды с болот и являющимся истинным средством искупления всех грехов. И эти догматы обязательно нужно донести до всех остальных. И с грибком.
Рядовой-новичок, который слышит глас Императора и видит с каждым днем все больше ереси вокруг себя. Он готов жечь её без сомнений и раздумий, не разбирая своих и чужих, поскольку Император – он обвиняет.
Капитан механизированного отряда, позволивший погибнуть своей подчиненной, а теперь видящий постоянно ее призрак, который рассказывает всякие крамольные идеи.
Комиссар, преследуемый призраками прошлых неудач, нашептывающих ему, путающих мысли, и подталкивающих к новым необдуманным деяниям.
Главнокомандующий Тау, зацикленный на плане Высшего блага (когда всем станет хорошо). Но не способного на компромиссы, необходимые в этом сложном и неоднозначном мире.
И есть кто-то, кто манипулируют всеми этими пешками – как же без таких?
Множество других необычных личностей, появляющийся, совершающих что-то, о чем в дальнейшем будут жалеть, и чаще всего внезапно умирающих. Судьбы же тех, кто найдет в себе силы выжить, в конечном итоге приведут их к целям, будь то оправдание, казнь настоящих виновников, или еще каким.
История запутана, не всегда понятна, но во всё это можно поверить. В персонажей можно поверить, пусть они и показаны только с негативной стороны. Зато не скачут браво на врага с выкриками «За Императора!» и не гибнут понапрасну за еще один мирок, который надо освободить. «Или завоевать…. Очистить?». Они пытаются разобраться. По мере своих сил и умений.
История местами очень рваная – вроде момента, когда Гвардия воюет с Тау, а в одном из следующих эпизодов мирно сотрудничает. Потом-то становится все понятно, но прежде сбивает с толку.
Видимо, такова задумка автора – не позволить читателю нестись вперед, от боя к бою, а предложить вдумчиво разбирать все пласты повествования, как связанные с персонажами их мотивами и поведением, так и с самим миром, оказывающим свое влияние на всех обитателей, благо, разных деталей по тексту раскидано очень, очень много.
А финал не дает ответов. Предложены варианты решения проблем, предложена правда, своя для каждой из сторон, и ложь, точно такая же. И выбор. Или его отсутствие, замененное иллюзией. С этим тоже всё непонятно, уж автор постарался.
«Каста огня» - поклон «Апокалипсису сегодня», по словам самого автора, только с большей долей безумия, сомнений и кошмаров, на которые способен «Warhammer 40,000». Книга насыщенна, разнообразна и уникальна. И по прочтению надолго въедается в память, оставляя почти что болезненное желание перечитывать её вновь и вновь в поисках ответов.