
Оммаж или полемика?
Реальная власть тяжёлая угрюмая опасная штука.
В постбулгаковской литературе на всем более или менее внятный оттиск "Мастера и Маргариты", как в послекэрролловской не найдешь ничего, по чему хоть тенью тени не скользнула бы "Алиса". Такие уж это книги. Культовые. Большей частью все ограничивается легким кивком или мимолетным приязненным взглядом, но иногда книга словно бы склоняется перед литературным предтечей в столь глубоком реверансе или почтительном поклоне, какой, иди речь о более легковесном произведении, послужил бы основанием говорить о фанфике. Но мы тут люди серьезные, потому скажем об оммаже До последнего времени лучшей, вдохновленной "Мастером и Маргаритой", книгой была "Агафонкин и время" Олега Радзинского. Сегодня "Император" составляет ей достойное общество.
Прежде не знала Владислава Артемова и ни одной из его книг не прочла. Первое знакомство оказалось удачным. Не восторг абсолютного узнавания, но и не "скорее да, чем нет" - точно да. Роман в шорте премии "Ясная поляна", потому заинтересовал. И в целом хорошо, что прочла его раньше, чем узнала, что автор - главный редактор журнала "Москва". Знай заранее, неуместной предвзятости в отношении не избежать бы. Но, повторюсь, "Император" хорош, независимо от того, на какой должности написавший его человек.
О чем книга? Ерофей Тимофеевич Бубенцов (для друзей Ерошка или Бубен) работает пожарным в театре на Таганке, души не чает в жене Вере, что не мешает ему расстраивать ее периодическими пьяными дебошами. Он все время представлялся мне таким Ноздревым в исполнении Виталия Шаповалова: крупный, громогласный, безапелляционный в высказываниях и отчасти напоминающий слона в посудной лавке. Хотя по тексту разбросаны скорее противоположные физические характеристики. Но это тот случай, когда герой оживает и действует как сам хочет, не сообразуясь с авторской волей.
Так вот, у Бубенцовых серьезные долги по кредиту, произошедшие из сложных процентов, наросших на проценты, и за квартиру год не плачено. Коллекторы одолели, уже не ограничиваются звонками, а придумывают затейливые перфомансы, вроде подброшенных под дверь кладбищенских венков или куклы с проколотым гвоздем глазом. Все это не добавляет радости, но и не заставляет приступать к решению проблемы - все как-то пущено на самотек. И вот, на банкете где герой. перманентно озабоченный темой денег, в очередной раз вещает, что хорошего человека богатством не испортишь, к нему подсаживается странный вихлявый тип с большой сумкой, полной денег. и говорит, что все это - его. В дар, то есть безвозмездно.
Это будет только началом испытаний, каким вечный враг рода человеческого подвергнет бедного Ерошку. Забегая вперед, семи смертных грехов не будет, все ограничится соблазнами денег, славы и власти. Та сила, что вечно хочет зла и вечно творит добро предстанет здесь в противоположной ипостаси, почти по черномырдинскому: хотели как лучше, получилось как всегда. Мне интересна и весьма импонирует твердость авторской моральной позиции, не приемлющей заигрываний со злом. Но недостаточная прописанность мира, алогичность поведения персонажей; сложные витки действия, никаким образом не двигающие сюжета - скорее раздражают и вызывают недоумение.
И все же, в целом это феерия, исполненная булгаковским духом с потрясающей силы финалом