

Роман-пеплум в двух частях: «Много званых» и «Мало избранных».
Картинки яркие, сочные – вот последнее камлание остяцкого шамана Хемьюги, вот погром дьяков прибывшим губернатором Гагариным, вот пожар в доме Ремезовых, вот бой девчонки Айкони с медведем-людоедом – а в единое полотно не складываются… Мозаика россыпью. Цельности нету.
Время дерганное – то ли день прошел, то ли месяц – и вдруг выясняется, что аж три года!
Сюжет? А нету сюжета – зарисовки эпохи с вкраплениями пространных исторических справок, этнографических набросков и художественных домыслий. Историческое панно. С реальными и по-настоящему значимыми персонажами – первым губернатором Сибири Матвеем Гагариным, картографом, изографом, писателем и архитектором Семеном Ремезовым, ссыльным полковником-черкасом, писателем и исследователем Григорием Новицким, сибирскими митрополитами Иоанном и Филофеем (впоследствии оба канонизированы), бравым воякой гвардейским полковником (впоследствии генералом) Иваном Бухгольцем, шведским пленным капитаном и картографом Филиппом Таббертом.
А еще демоны и ангелы – куда же без них? Реальность мистическая вплетается в реальность историческую – как и воспринималась жизнь участниками тех событий.
Да, интересно. С исторической точки зрения. Но беллетристика? Нет, не «Три мушкетера». И не «Петр Первый».
Однако это, если, прочитав первую часть, не взяться сразу за вторую…
В начале второй части вырисовывается главная линия романа. Да, она все-таки есть. И еще какая! Интрига сибирского губернатора, которой… не было. С другой стороны, право дело, не за одно воровство же ему голову-то сняли? Или за одно? Кто теперь разберет – документов-то не осталось? А и были ли?
Вдруг, словно на стальную струну, звенящую от напряжения, на ту интригу нанизываются все, казавшиеся до того между собою несвязанными, фотоснимки эпохи. Чем не подвески королевы Анны? Куда там Дюме?!
И раскрывается панорама грандиозного исторического действа, в котором актеры – народы и государства, и промысел божий. И в центре его – Сибирь.
Сибирская губерния царя Петра – от Урала до Камчатки. Именно в Тобольск, столицу Сибири, свозилась пушнина из бескрайних евразийских лесов. Именно Тобольск поддерживал контакты с Китаем, Бухарой и джунгарами. Именно из Тобольска координировался натиск русских на тайгу и Великую степь.
Но русские не конквистадоры – русские строят империю. И торят путь в новое время…
Конкиста – это когда грабеж, покорение и разорение, обращение в рабов. Империя же – это когда признают равными и ведут за собой.
Это та история, о которой отчего-то не пишут в школьных учебниках – мол, несущественные для просвещенного человечества дикарство и азиатчина. То ли дело Европа! Однако именно эта история определила современное бытие Европы и Китая, а значит – и мира. А еще эта история – наша!
Нет, это не роман – это больше, чем роман.