Пожалуй, продолжим с Вами разговор о книге «Турецкий гамбит», начатый вчера.
Де-факто, мы остановились на знакомстве Вари и Эраста Петровича. Затем последовала экспрессивная сцена с башибузуками и спасение наших главных персонажей. И на первый план выходят новые и важные герои: 2 журналиста – ирландец Шеймас Маклафлин и француз Шарль д’Эвре, капитан Еремей Перепелкин, генерал Соболев-второй и Сергей Берещагин, ординарец.
Про Ак-Пашу, Михаилу Дмитриевичу Скобелеву, выведенного в книге под псевдонимом Мишель Соболев, мы особо говорить не будем. Очень известная личность, да к тому же у Акунина есть отдельная книга о его странной гибели – «Смерть Ахилеса». Не будем останавливаться и на его карьере в эту войну. Это произведение не документальное, а художественное и автор вполне осмысленно немного не так поставил акценты, ибо для книги нужно было сделать именно так.
Но к середине июля 1977 года Свиты Е. В. генерал-майор Михаил Дмитриевич Скобелев был начальником штаба сводной казачьей дивизии, которою командовал его отец Дмитрий Иванович Скобелев. Он его упоминает в тексте, да и в отряде у него кубанцы. Так что – все совпадает. Кстати, впоследствии он рассказывает, что женился на княгине Титовой (на самом деле Гагариной), но брак этот не продержался и 3 лет и был расторгнут в 1876 году – еще до войны.
Ординарец Сергей Берещагин – это аллюзии на великого русского художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина. Он был при действующей армии и написал несколько своих известных работ, в том числе и эту:
Он был даже тяжело ранен на Дунае как в эти дни, но чудом остался жив. У него действительно был брат Сергей, профессиональный военный, и умер в 1878 году, но по книге там ординарцу 19, а по жизни должно 32.
Следующий персонаж штабс-капитан Еремей Перепелкин – и это интересно. Ибо, сюда по всему под этим именем выведен будущий военный министр и Член государственного совета Алексей Николаевич Куропаткин. Он действительно был начштаба 16-я пехотной дивизии, которой командовал (правда формально) Скобелев и они хорошо друг друга знали, правда еще по Туркестану, а каких-то ранений у Куропаткина я не припомню.
Он прожил долгую и интересную жизнь, в которой были и падения, и взлеты, провел реформу хорошую военную, но пару раз оконфузился в войнах (1904-1905 и Первой мировой), а убит был бандитами после Революции во дворе основанной им для деревенских детишек библиотеки.
Любопытно, что родоначальником семейства Куропаткиных явился унтер-офицер Емельян Куропаткин, выходец из крепостных. Емельян, почти что Еремей, а Перепелкин и Куропаткин – это рядом :-)
Самое интересно, конечно, с журналистами. Они резне и внешне и по сути, но прототип у них один – американец Януарий Алоизий Мак-Гахан. Он ирландского происхождения, и работал на «Дейли Ньюс», то есть больше похож на Шеймаса Маклафлина. Но при этом гораздо моложе (ему 32) и уж точно не лыс. А также, большой друг Михаила Скобелева с которым познакомились в Хивинском походе (а это уже ближе ДЭвре). Да и вообще большой друг русского и болгарского народа, женатый на русской дворянке (Варваре Елагиной), а его статье о зверствах против болгар, сыграли очень большую роль. Умер от тифа в возрасте 33 года, сразу же после войны.
Вообще же, фамилия Маклафлин довольно-таки распространена по миру. Есть несколько ярких ее носителей, но мне кажется, автор, создавая образ опирался на фигуру известного теоретика искусств, знатока Японии, американского художника Джона Дуайра Маклафлина.
Кстати, газета «Дейли Пост» существует. Но она молодая относительно. А главное-выпускается в Уэльсе. Ну и конечно же, до тех тиражей, о которых говорит Шеймос, у такой провинциальной газеты быть не могло в принципе. Так что речь, видимо, могла идти только про лондонскую Дейли Ньюс.
Про ДЭвре поговорим в следующий раз.
Продолжение следует…