В основном, был несколько облагорожен образ Гусева — насколько это вообще можно было сделать. Если в исходном варианте он на Марсе откровенно марадёрствовал («добыча была не плоха»), то в исправленном — немного стыдливо («пригодится, Машке подарю»). Опущен также момент, что по возвращении на Землю всё награбленное он продал, деньги просадил на скачках, а затем подвизался в Америке «лекциями», где врал так, что уши вяли. Ну и такого же рода вещи. И надо признать, в оригинале образ был более живой и цельный, но по сути изменился мало. Что там, что там, при наличии жены морочил честной марсианской девушке голову.
Ну и второе заметное отличие — это отсутствие в исправленной версии оптимистических заявлений, что в 1925 году Петербург превратится в «один из шикарнейших городов в Европе», а марсианский двигатель Лося перевернёт всю мировую экономику и решит все проблемы, кроме всеобщего счастья. И что в тот же год по всей стране были начаты постройки небывалых «голубых городов». (Так что «снятся людям иногда голубые города» — это, возможно, отсюда. Кто бы мог подумать.)
Сейчас о том, что не изменилось.
Стиль. Нечто патологическое. Такого косноязычия давно не приходилось видеть. При этом видно, что человек не перечитывал свой текст вообще. Ни разу. Регулярно встречаются ляпы, которые даже троечник в школьном сочинении исправил бы. И интересно, что часть из них действительно исправлена в новой редакции — но иногда так, что исправления вместо старых вносит новые ляпы. Сразу вспомнилась Энн Коултер — при том, что она пишет публицистику, где это не столь важно — сказавшая в одном из интервью, что перечитывает все свои книги 15 (пятнадцать) раз. Но, очевидно, концепция уважения к читателю некоторым людям совершенно чужда.
Научная сторона. Я даже не знаю, как это назвать. Сказать «бред сивой кобылы», это будет оскорблением благородного животного.
Моральный облик героев. Кое-что о Гусеве уже было сказано. Но что он, собственно, совершил на Марсе. Там имело место нормальное, загнивающее по классикам капиталистическое общество периода сплошной монополизации. Во властных структурах были сторонники перехода к социализму, велась подготовка к возможному восстанию и т.д. И был верховный правитель Тускуб (папа Аэлиты), власть которого начала шататься, и для её поддержания, как последний шанс, он решил пойти по пути Пол Пота. Проблема, однако, что в правящем классе план этот поддержки не нашёл, и товарищу грозила отставка. Был отличный момент для переговоров и реформирования всего марсианского общества. Но тут является р-революционер Гусев и, не разобравшись ни в ситуации, ни в соотношении и расстановке сил (не попытавшись даже сделать этого) поднимает заведомо обречённое на поражение восстание. В результате чего Тускуб получает столь нужный ему повод применить силу и реализует свой план. Иными словами, Гусев сыграл роль провокатора, по вине которого погибли миллионы людей (включая стариков, детей и женщин). Ну а что же Лось? Лось не находит в этом абсолютно ничего предосудительного.
К счастью, все мы читали повесть в таком возрасте, что ничего этого не замечали. А многие и в таком, что не понимали некоторых моментов вообще. Ну, вы сообразили, каких. Но вот перечитывая сейчас… «Её голубоватые плечи, едва развитая грудь, узкие бедра казались Лосю рождёнными из света звезд.» Автор, что, педофил? Ведь через всё повествование проводится идея, что Аэлита — идеал женщины во всех отношениях.
Вот такие печальные мысли, спровоцированные невинным, казалось бы, желанием освежить дорогие воспоминания детства. Иногда, наверное, этого лучше не делать.