Юкка (yukkale) wrote in chto_chitat,
Юкка
yukkale
chto_chitat

Category:

микрорецензии. октябрь



1. Р. Желязны. «Ночь в одиноком октябре». Прочла у Мэг, что от нее октябрьского отчета ожидать не приходится: октябрями она перечитывает Желязны. Мысль показалась уютной, тем более что я-то к этой книге прежде не притрагивалась; я собезьянничала и начала месяц с нее. Сделала это, впрочем, не совсем правильно: повесть разделена на хроники 31 октябрьского дня, и стоило бы выдержать концепцию и читать ее в день по главе — но я натура увлекающаяся и проглотила ее залпом. История о Большой игре, правила которой раскрываются по мере повествования. О мистической, местами смешной, а местами зловещей игре, в которой принимают участие пары из людей и их зверьков. Собственно, питомцы в книге как раз на первом плане — собаки, кошки, крысы, вороны — враждуют и дружат, делятся информацией и лжесвидетельствуют, выстраивают хитрый план Большой игры, и это еще вопрос, кто доживет до Хеллоуина и кто победит в схватке. И другой вопрос — на что, собственно, играем!

2. И. Сахновский. «Счастливцы и безумцы». Это сборник рассказов про живых и странных, нежных и придурковатых, нелепых и узнаваемых людей. Хорошая современная российская проза. Что же касается полученной книгой премии «Русский Декамерон» за «лучшее произведение любовно-эротической тематики» (что указано на обложке), то я, кажется, чего-то не понимаю в эротике — потому что эти истории во многом лиричны, но не эротичны даже вот на столечко.

3. С. Пинборо. «13 минут». Книга о школьной травле, лидерах, изгоях, манипуляциях написана весьма хитро. Врачи чудом возвращают к жизни девочку, пережившую 13 минут клинической смерти в ледяной воде. Обстоятельств своего падения в ночной зимний пруд она не помнит, и на какое-то время история становится детективом, потому что важно выяснить, покушался ли кто-то на ее жизнь и кто. Вот только где вы видели детектив, в котором отгадка происходит на половине книги? И что происходит после того, как виновные наказаны?

4. Л. Рейнхард. «Трансформация». У тех, кто хочет представить себе, что же происходит на всех этих закрытых психологических тренингах, куда люди несут большие деньги, чтобы вернуться совсем другими (и с некоторыми это даже происходит), появилась возможность утолить свое любопытство, совершенно бесплатно и не покидая зоны комфорта, посредством этой книги-тренинга, подробно конспектирующей 10-дневный интенсив Люка Рейнхарда. Возможно, это будет довольно неприятно — фашиствующий тренер, называющий участников жопами, чудовищные правила, запрещающие выходить в туалет; истерические дамы и всем недовольные дяди, благостные позитивщики, которых вставило еще до начала процесса, и певцы разочарования, пожалевшие о потраченных деньгах и времени. Возможно, это будет вдохновляюще — когда я читала книгу первый раз, трясясь в мягкой красной капсуле междугороднего тайского автобуса, я умудрилась весьма внезапно перепрожить свое рождение, умываясь слезами, а ближе к финалу расхохотаться до звезд; во второй раз хотелось конспектировать, меня уже не вскрыло эмоционально, зато показались очень прорывными некоторые мысли. В общем, совершенно неизвестно, даст ли она что-нибудь вам и что. Но!

5. М. Чапман. «Девочка без имени». Это реальная история южноамериканской девочки, которую потеряли в джунглях в возрасте около пяти лет. Выжить ей помогла стая обезьян, опекавшая и защищавшая девочку. Через несколько лет рядом обнаружилось поселение людей, но нищие деревенские жители гнали от себя тощее грязное существо, и она возвращалась в свою обезьянью семью. А потом в лес пришли охотники и подобрали дикого человеческого детеныша. Эта часть истории, в обещм, была известна из аннотации и интересна была в первую очередь детализацией — описанием того, что же они ели, как общались, как лазали по деревьям. И когда девочка согласилась залезть в машину к охотникам, я была уверена, что вот сейчас они отвезут ее к ученым, те сочтут ребенка, воспитанного обезьянами, ценным объектом для исследования и так далее... — но мир оказался не столь банален и, увы, не столь дружелюбен, и неговорящую девочку, ходящую на четвереньках, сдали обслугой в бордель. Процесс возвращения человеческой речи и облика сопровождался угрозами, зуботычинами, побегами, воровством и скитаниями, девочка сменила множество имен и домов, и все-таки встроилась в итоге в жизнь, и рассказала, как могла, свою историю — своей дочери, превратившей это в книгу.

6. Э. Вейр. «Марсианин». Книга, по которой в 2015 году вышел фильм. Фильм я не смотрела, поэтому хотя бы сумею избежать сравнений и холивара про «книжка лучше» (ну или наоборот). В общем, дело такое. Полетели люди на Марс. Одного унесло бурей и проткнуло ему датчик жизненных показателей — в связи с чем команда сочла его погибшим и улетела домой без него. После чего он очнулся, добрался до жилого модуля и начал жизнь самого одинокого человека во Вселенной. Добывал воду, пытался растить картошку, делал то, и другое, и третье… В отчетах его ужасно много деталей: чисел, и формул, и расчетов, и это создает такое правдоподобие, что мне не раз приходилось себя одергивать тем, что это не документальная, это фантастическая книжка! Впрочем, документальной она кажется только несведущей мне, остальные уже подвергли критике все что только можно — оставлю это им, а сама еще чуть-чуть повосхищаюсь — в первую очередь, отсутствием у героя склонности опускать руки. Каждый раз, когда случается новая катастрофа, а их у него будет ровно по числу побед, он огорчается ровно на один день — а завтра снова принимается за дело. В этом отношении, он, конечно, скорее герой комикса, а не живой человек — но блин, иногда же вдохновляют и комиксы.

7. Е. Заварзина-Мэмми. «Приключения другого мальчика. Аутизм и не только». Это история семьи, в которой родился мальчик с множественными нарушениями развития, органическим поражением нервной системы. Вернее, при рождении никаких дефектов, кроме заячьей губы, обнаружено не было, а проблемы начались после операции — что наводит на мысль, что причиной нарушений стал общий наркоз, под которым проводилась операция. Но доказательств этому нет, поэтому, чтобы не обвинить врачей, мама мальчика пишет об этом весьма деликатно, как просто еще одном варианте объяснения его особенностей. А дальше — долгая жизнь, полная попыток скомпенсировать утраченное, помочь сыну адаптироваться к миру. В первую очередь это метод Гленна Домана. Я и до этой книги слышала о нем много хорошего от родителей, решившихся и нашедших средства проходить семинары, консультироваться и и заниматься по его системе, но здесь всё это описано особенно подробно и хорошо, а часть книги посвящена нарушениям развития как таковым в их многообразии и способах работы с ними, не только на Петином примере, но Домановская теория в целом.

8. Д. Сага. «Исповедь якудзы». И как-то совершенно случайно мне, искавшей аудиокниги Романа Волкова, попалась в конце месяца «Исповедь якудзы», за которую я бы никогда не взялась, ошибочно думая, что якудза — это мафия-беспредельщики. Оказалось, все практически наоборот. Во-первых, их деятельность ограничена игорным бизнесом; во-вторых, жизнь японцев этой сферы, как и многих других, строго регламентирована правилами чести; в-третьих, книжка оказалась потрясающе интересной. Это история жизни с детства и до самой смерти Идзити Эйдзи, «крестного отца» клана Асакуса, прошедшего долгий путь от сына деревенского торговца до босса якудза, чья жизнь была наполнена множеством событий и проходила в условиях, очень разносторонне рассказывающих о жизни в Японии прошлого века. Название книги дословно переводится с японского как «Поколение игроков», так что никаких исповедей, просто исторический срез.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments