Рассечение Стоуна
Кто-то сказал, что, если вы в своей жизни не прочитали ни одной книги, единственная, которую стоит прочесть – "Рассечение Стоуна" Абрахама Вергезе.
И до середины романа я был с этим согласен.
...Первая часть (условно, конечно, первая), до марксистского переворота 1974, проходит в Эфиопии и эта уже причина, чтобы открыть книгу – где мы еще найдем Африку, писанную акварелью? Эфиопия здесь не страна голода, войны и мора, а вполне себе мирный пасторальный оазис, со школой, больницей , уютным домом, миссионерской колонией, где домашние слуги верны и преданы (как это принято в старой американской романтике), они почти родные люди, а врагов вокруг нет.
В миссионерской больнице рождаются близнецы – два мальчика, сросшиеся головами. Родила их монашенка(!) от....
Никого.
В первой части романа от никого.
Близнецов сразу после рождения разделяют.
Отвлекусь. У меня есть друг-врач. Как-то он мне сказал, что поступил в медицинский институт, прочтя повесть Аксенова "Коллеги".
Если бы сто лет назад я прочел "Рассечение Соуна", то, несомненно, тоже пошел бы в медицину. Это не магия Вергезе (кстати, доктора медицины, профессора Стэнфордского Унивеситета, одного из ведущих физиотерапевтов мира), а моя давнишняя тяга к нон-фикшн жанру. Я мечтателен и влюбчив. В чужую мечту и чужую любовь. А здесь книга переполнена подробностями анатомии, хирургии, генекологии, гепатологии, в ней, если смерть, то... ну а что такого, как без нее? Трагедия только в том, что что-то осталось не выполненным, а так... Если рождение, то "девочка, почти подросток, испускающая страшую вонь, такую, что все вокруг разбегаются... Плод раздавил мочевой пузырь и шейку матки. Малыш умер в утробе, загнил... Влагалищный свищ..." (не цитата). Вы бы устояли?
Решили не читать?
На самом деле, ритм и метроном произведения – мягкий и нежный, вдумчивый и благородный. Деликатность автора и его восторг от совершенства человеческого тела, даже, если в нем обнаружен влагалищный свищ или терминальная гибель печени, просто завораживает.
Медицина – не главная тема книги. Но необходимая. Без нее не было бы ничего.
Я, разумеется, не предоставлю вам спойлер, хотя спойлера как такового здесь нет, это не детектив. Но во второй, американской части, главного героя мне не раз пришлось благодарить за то, что повествование идет от его, первого, лица... Значит выживет, - ловил я себя на мысли
Выжил.
Вторая, американская, часть намного слабее африканской. Настолько слабее, насколько Америка сильнее Африки, насколько детство сильнее...не старости даже, а молодости, насколько "америка в литературе" стандартна, закутана в клише и одиозна.
И все же книга замечательная! Послевкусие остается киплинговское, как-будто Маугли встретил в метро на Бродвее
10 баллов и читать must!