И я верил в это очень долго.
Сначала меня заставляли читать, потом я уже сам не мог без этого. Это вошло в дурную привычку. И всякий раз, каждый роман, который цеплял, который стучал до самого дна души, или как там это называется, создавалось ощущение «этического просветления», некоего воспитания.
Каждый роман питал меня этой иллюзией.
Но посмотрим правде в глаза – какое воспитание? Чему? Каким образом?
Как метко выразился Невзоров в одном из последних своих выступлений на радио:
В. Дымарский
― Но у развития, технологического в первую очередь развития, должна быть какая-то, я бы сказал так, этическая составляющая. Я так понимаю, что литература, классическая русская литература, она и является тем этическим, если хотите, фундаментом, на котором взрастает человек.
А. Невзоров
― Замечательно, но вы уже взрастили на этом фундаменте поколение революционеров, затем вы взрастили на этом фундаменте поколение цириков в лагерях, затем вы взрастили на этом фундаменте те 20 миллионов, которые покорно разлеглись по расстрельным рвам, потому что их туда загоняли кровавые чекисты. Вы воспитали на этом этическом фундаменте толпу серокостюмных пустых бессмысленных цекистов и советских граждан, которые не смогли ни за себя побороться, ни породить никакой новой цивилизации.
У вас, ребята, что-то какой-то фундамент, я бы сказал, не слишком надежный. Потому что, что называется, по плодам их узнаете их, да? И плоды этого всего этического, этих этических инъекций, которые должна была бы делать, воспитывая человека, литература, вы не можете ими похвастаться.
В. Дымарский
― А кто же тогда воспитывает, церковь? Нет.
А. Невзоров
― Церковь воспитывать не может ничего. Воспитывает, прежде всего, грамотное мышление, трезвость. А этому учат только естественные науки, потому что только естественные науки в подлинном виде структурируют мышление, позволяют видеть причинно-следственную связь, ту, которую, кстати говоря, отучает видеть литература. Потому что литература – штука интроспективная, литература – штука, существующая в произволе и по произволу автора. И посему люди, которые подверглись воздействию литературы, естественно, они алогичны, они не способны мыслить грамотно, жестко и четко.
Для меня самый яркий пример: И. Сталин, человека ассоциирующего зло в абсолюте. А ведь он был заядлый книгочей:
Рой Медведев отмечает, что Сталин читал много и разносторонне — от художественной литературы до научно-популярной. В статье историк приводит слова Сталина о чтении: «Это моя дневная норма — страниц 500»
«Его вкусы были эклектичными: Мопассан, Уайльд, Гоголь, Гёте, а также Золя, которого он обожал. Ему нравилась поэзия. (…) Сталин был эрудированным человеком. Он цитировал длинные куски из Библии, трудов Бисмарка, произведений Чехова. Он восхищался Достоевским».
И, как скажите мне, великий гуманист воспитал (или точнее не воспитал) такое создание – автора уничтожения десятков миллионов человек, превратившего само слово «человек» в пыль и грязь.
Может, и вправду, стоит отменить все эти списки «рекомендованной литературы»? Может быть пора прекратить сооружать эти бесконечные иллюзии об этическом фундаменте из литературы – модного развлечения 19-20-х веков. Нынче есть другие методы и способы развлекаться, помимо втыкания в кирпичик с миром всяких «порицательных» образов.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →