И Снеговик не в начале серии. Выходит, я себе изрядно проспойлерила, но мне, в общем-то, и этой одной книги хватило, чтобы усвоить про алкоголизм Холе и его годами длящийся унылый роман с разведенкой. Персонаж какой-то картонный. Уже сколько раз мы читали и смотрели про пьющих, сложных в общении копов, на плохом счету у полицейского начальства, но единственно способных, когда дело касается запутанных преступлений. В общем, если серия держится на харизме главного героя, то среди меня - мимо. Харри Холе меня точно не сподвигнет читать другие романы Несбё. Когда я бралась за Снеговика, я больше рассчитывала на национальный колорит, наверное. Но мало в книге скандинавского. Например, я только что закончила читать другой европейский триллер (Тщательную работу француза Пьера Леметра), и на самом деле все это однотипно, даром что в разных странах дела расследуют. А у Несбё, в отличие от Леметра, еще и интрига хромает: кто маньяк, мне стало очевидно, пока я даже за треть книги, наверное, не перевалила.
В Снеговике больше запоминается не мотив маньяка и не жестокость преступлений, а то, что автор несколько раз ссылается на исследования шведских ученых, согласно которым 20% детей в Швеции называют отцом не того, кто их в действительности зачал. Каждый пятый. В книге у Несбё события разворачиваются в Норвегии, но автор подводит к мысли, что статистика плюс/минус по всей Скандинавии. Запоминаются эти данные ну потому что 20% - это конская цифра. Не берусь даже судить, но очень похоже на то, что это бабка надвое сказала. Во-первых, кто из матерей, принесших в подоле, сознается первому встречному социологу. Во-вторых, если опрашивали отцов, то мнительность мужчин чудовищна. Как и многие книги, Снеговика мы читали одновременно с мужем, и он начал поговаривать, что, если у нас однажды родится внучка, то она, в свою очередь, точно родит нам правнуков. А нашего потенциального, сферического внука жена может обмануть, подсунув чужого. Как в сказке про девушку, которая спускалась в погреб и нафантазировала, как мы все умрем, ага. Иными словами, роман Снеговик вреден для мнительных женатых мужчин, не показывайте, девушки.
Второй момент, который удивил, - в Снеговике полиция по ходу расследования выдвигает версии, основанные на догадках с потолка. Т.е. участники рабочей группы обнаруживают познания в таких узко-специализированных областях, что изначально я в них таких чудес эрудиции не заподозрила бы. Грубо говоря, в американском сериале Декстер один заглавный герой - крутой специалист по брызгам крови, он один может обнаружить заковыку, хотя все прочие не-специалисты пройдут мимо и не чухнутся. А в Снеговике каждый - сам себе декстер, сам себе зоолог и т.д., т.е. герои-то чудесным образом во всем разбираются, и благодаря такой щедрости автора у них несправедливое, на мой взгляд, преимущество перед читателями. А ведь затем и читают детективы, чтобы наравне с следователями или раньше, чем они, установить детали преступления и вычислить виновного. Но, несмотря на способности полицейских, Несбё дает очень толстые подсказки про личность маньяка, и то, что копы чересчур умничают, бросается в глаза, но не мешает понять, кто оставляет трупы, намного раньше, чем загадку решает Харри Холе.