Месяц назад руки дошли, наконец, познакомиться с Наполеоном Бонапартом и наполеоновскими войнами.Стандартное знакомство с темой у нас обычно ограничивается "Войной и миром" (которую я почти уже не помню) и Войной 1812 года, из которой в памяти обычно остаются Бородино, Москва, спалённая пожаром, и у кого-то Березина. "Заграничный поход" лично я мало знал и от него в голове колыхались лишь "Едут-едут по Парижу наши казаки" да и ярлык "Битва народов под Лейпцигом". Всё это ничтожно мало и для понимания периода абсолютно недостаточно. Ещё ранее я читал back-to-back книги о Венском конгрессе 1815 и Версале 1919, в рамках знакомства-сравнения крупных европейских переговоров, подводивших итоги значительных войн и предопределивших последующие десятилетия развития континента.
Книг о периоде от Великой Французской революции до Ватерлоо у меня накопилось немало - те времена пристально изучались и изучаются по се день. На корпус собравшейся у меня литературы я взирал уже с ужасом. Однако решимости войти в воду добавила достаточно спонтанная покупка в Европе - новая биография Наполеона была бестселлером в Англии, и в написании её использовался особенный подход.
Сказать, что Napoleon The Great Эндрю Робертса в значительной мере опирается на, собственно, письма и сообщения Бонапарта - не сказать ничего. Они составляют её основу и её особую ценность, и цитируются страницами. Сама книга - увесистый кирпич, написанный мельчайшим и плотным шрифтом. С большой долей уверенности можно рассчитывать на то, что в личных письмах своим венценосным братьям и в прочей каждодневной корреспонденции Наполеон не думает о том, каким он останется в вечности (во многих случаях он действительно придавал этому немалое значение). Поэтому из этих бумаг император выступает тем человеком, каким он самом деле был.
Про Наполеона есть определённые клише, которые и меня не миновали, хотя я, не погру-зившись в тему (см. выше), как правило не придавал им большого значения. Невысокий грузный человечек, блистательный полководец, получивший удар в России и сгинувший на островке в Атлантическом океане, после сказочной попытки вернуть всё при Ватерлоо. Что у него было в голове и зачем он что делал нам обычно не объясняется.
Ну, что сказать - Наполеон Бонапарт меня покорил. Человека значительнее выступившего на меня из бумаг императора я, пожалуй, ещё не встречал. Как часто бывает с выдающимися людьми понять откуда что взялось просто непостижимо. Только из цитат становится понятным нечеловеческий объём его знаний, интересов, проникновения и всеохватности многочисленнейших аспектов управления огромной империей в дотелеграфную и доинтернетную эпоху. Ему было дело до всего - от того кого назначить приходским священником в медвежьем углу до того, как втянуть новые страны в панъевропейскую Континентальную блокаду Англии. В день он писал десятки, если не сотни писем. Поразительная работоспособность. Какой там Джек Уэлч...
Все эти экстраординарные организационные таланты совершенно неожиданно сочетаются с исключительным полководческим даром, повторить который не мог, пожалуй, ни один из его славных маршалов. Особую похвалу его врагов заслуживают как ни странно не самые громкие его победы, одерживаемые на протяжении более десятилетия над противниками всех мастей, а отчаянная кампания последних недель у власти, в крайне стеснённых условиях, с сырыми рекрутами, в окружении полчищ антинаполеоновской коалиции.
P.S. Обе книги можно взять почитать в московской библиотеке для молодёжи, куда я обычно отношу все привезённые из заграницы и прочитанные книги. Также книги можно почитать в электроннном виде, если нажать на фото их обложек.