
Уотт У. М. Влияние ислама на средневековую Европу. Перевод с английского. Ислам: взгляд извне СПб. Диля 2008г. 192 с. твердый переплет, обычный формат. (ISBN: 978-5-88503-692-4 / 9785885036924)
Что такое «Ренессанс» знают все. Искусство и философия античности, которые были возрождены силами гуманистов Италии, поднимавших из пепла призрак рухнувшей Римской империи. Ясно, что они читали произведения этих философов на греческом и латыни. Однако для того, чтобы постичь многие трактаты древности приходилось учить и арабский, и на этот факт почтенные гуманисты стремились тщательно не обращать внимания.
Для европейцев понять свои истоки – это очень важная проблема. Мифология, красной нитью проходящая сквозь европейскую историю, превращала их восточного антагониста – последователей Полумесяца – в кровожадных и похотливых дикарей. Так уж повелось, с тех времён, когда нужно было всему свету и самим себе доказывать превосходство своей веры. Однако так ли это на самом деле?
Мы уже немало знаем о культуре и науке, которые цвели в Золотой век ислама, ныне забытый. Когда европейские учёные открыли её, то впали в другую крайность – начали говорить о великой исламской цивилизации, которая породила, по сути, современную Европу, сохранив и приумножив античную науку и философию. Однако и впадения из крайности в крайность на пользу дела не шли.
Уолтер Монтгомери Уотт, профессор Эдинбургского университета, пытался в своей серии лекций найти золотую середину. С одной стороны, классические медиевисты смотрят на исламскую цивилизацию как на периферию истинно культурной Европы, востоковеды – наоборот. Уотт решил для начала показать достижения науки и философии на Ближнем Востоке и в Андалусе, а позже – написать, как это всё пришло в Европу.
Что вышло? Очень, очень и очень поверхностно, очень отрывочно. Я даже не могу сказать, что автор написал научно-популярный очерк – в нём не хватает обобщённости, обзорности. Скажем, когда Уотт рассматривает проблемы экономического взаимодействия Европы и Азии, он пишет прежде всего о Раннем Средневековье, аппелируя к авторитету Пиренна и не желая более подробно дать очерк истории торговли в более поздний период. История исламской философии также отрывочна и фрагментарна, всего несколько имён, между которыми практически не прослеживается связь. Самые лучшие фрагменты книги посвящены объекту исследования Уотта – исламскому Андалусу, Испании. Автор хорошо осведомлён именно о развитии взаимодействия цивилизаций на Пиренейском полуострове, посвящая много страниц именно андалусской науке и искусствам. Достаточный объём страниц посвящен и Реконкисте. Также и с философией – Уотт довольно много пишет о влиянии Ибн Рушда из Кордовы (Аверроэса) на европейскую философию, частности – на Фому Аквинского и – особенно – на Сигера Брабантского.
Конечно, эту книжку, кстати, небольшую по объёму, прочитать можно – она очень лёгкая, и достаточно информативная. Целостности и концептуальности ей, конечно, не хватает, это факт. Курс лекций вышел в 1972 г., и за это время вышло немало книг, посвящённых взаимодействию Европы и Азии. Скажем, на русском языке выходила книга Ф. Кардини «Европа и ислам. История непонимания», которая весьма обстоятельно рассматривала многие проблемы взаимодействия цивилизаций. Лучше прочитайте её – для первоначального ознакомления с проблемой она более чем годится. Книга же Уотта… недурна. Но явно не более того. Для лёгкого чтения она годится, для того, чтобы собрать какую-то полезную информацию – только любителям истории средневековой Испании, да и то начинающим.