Честно говоря, в юности я пробовал уже читать Паустовского. Прочёл тогда «Чёрное море», но продолжить желания тогда не возникло. На мысль снова почитать его меня натолкнул увиденный этим летом дом-музей в городе Тарусе и памятник там же. Если памятники ставят, значит, наверное, стоящий писатель…
Потом оказалось, что памятники или, по крайней мере, мемориальные доски Паустовского висят чуть ли не в половине городов России. В молодости он помотался и по Югу, и по Северу. Муза дальних странствий протащила его везде, и это очень чувствуется. В этом он похож на другого писателя той же эпохи - Аркадия Гайдара, который тоже не сидел на месте. Кстати, они дружили.
Как у многих писателей, все вещи у Паустовского автобиографичны. По-видимому, он рано понял, что главное в его жизни - желание писать, и скитания его в этом желании подхлёстывали - давали эмоции, впечатления, опыт, иногда сюжеты.
Но сюжеты у Паустовского - не главное. Пожалуй, «Блистающие облака» - самый «сюжетный» из его романов, во всяком случае, из тех, что я читал. Правда, к концу романа я поймал себя на мысли, что плохо помню завязку, забыл кого-то из второстепенных, но сюжетно важных персонажей. Зато помню описание города, заката, моря. Другой писатель из этого практически детективного сюжета извлёк бы гораздо больше. Есть в романе и всякие коллизии типа случайных встреч, совпадения имён и т.п., есть даже стрельба, но это опять как-то проходит боком, а на первый план выходят описание шторма на море, каких-то сильных чувств и даже запахов. В конце концов, становится понятно, что завершенность фразы, яркость описания, точность образа для Паустовского гораздо важнее увлекательности сюжетной линии.
Действие романа разворачивается в основном по берегам Чёрного и Азовского морей: в Таганроге, Севастополе, Одессе, Керчи, Батуме и т.д., ну, и в самом море. С удивлением несколько раз встретил популярное ныне слово «пиндос». Оказывается, тогда так дразнили вовсе не американцев, а черноморских греков.
В общем, проза Паустовского подойдёт любителям неторопливого, в чём-то медитативного чтения. И хоть Паустовский уже советский писатель, но «Блистающие облака» - ещё не соцреализм.