
Нет-нет, вы не поняли. Книга прекрасная. Но настолько жуткая, что никакие прелести языка и мастерство автора не заставят меня ознакомиться с продолжением. Я в жизни не читала ничего более беспросветного и безрадостного. Даже в самых трагических фильмах обычно есть светлые моменты. В этой книге таких моментов нет.
С первой же строчки я поняла, что это будет непростое чтение. Тема апокалипсиса вообще довольно страшная, а уж когда умело преподнесена... Представьте себе, Россия, зима, эпидемия. И семья, все еще здоровая, пытается спастись от заражения на каком-то мифическом северном острове.
Сразу бросается в глаза стиль письма. Автор то ли плохо знает правила пунктуации и убедил редакторов оставить все как есть, то ли специально растягивает каждое предложение на две страницы, чтобы придать тексту атмосферной тоскливой монотонности. Самое удивительное, что читается этот лишенный абзацев и точек словесный поток довольно легко. По крайней мере, первую четверть книги. А потом... Помните, как в "Мертвых душах" описывается один из помещиков:
“...В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: “Какой приятный и добрый человек!” В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Черт знает что такое!”
Так и с этой манерой автора: сначала это больное, лишенной пауз бормотание кажется прелюбопытным, а затем утомляет. Это как съемка любительской трясущейся камерой - хорошо как эпизод, плохо, когда целый фильм.
И все же ты с легкостью прощаешь автору свой дискомфорт, ибо язык великолепен, эпитеты и метафоры точны и оригинальны, а создаваемая атмфосфера настолько гнетущая, что липкий холодный комок регулярно подступает к горлу.
Однако вот что примечательно. Хороший же вроде роман, необычный, написан блестяще. Но я каждый раз оттягивала момент, чтобы снова открыть книгу и нырнуть в эту черную, давящую апокалиптическую фантазию.
Это суицидальное чтение. Если у тебя депрессия, уныние и не хочется жить - возьми этот роман. Он поможет тебе поскорее решиться покинуть этот гребаный мир. Я даже уверена, что если посветить на обложку лампочкой Вуда, то заметишь нарисованное кровью, флуорисцирующее число 666.
Я не люблю такие книги. На мой вкус любое творчество, даже затрагивающе самые серьезные темы, должно нести в себе доброе и вечное - хотя бы крошечный росток. А у этой книги росток только на обложке.