Название романа - это о том, сколько в разных городах России стоит уничтожение протокола или другой способ уйти от ответственности за преступление. Грубо говоря, сколько дать на лапу следователю или оперативнику, чтобы обошлось без задержаний и судов.
В книге две основные линии - про расследование убийства молодой женщины и про некий "Фонд", в чью задачу входит реализация программы по борьбе с преступностью. И женщина, и фонд непростые. Убитая - сожительница наркополицейского, а "Фонд" разрабатывает долгосрочный план, согласно которому милиция сначала массово деградирует (преступность тоже мельчает, потому что не для кого мутить сложные схемы, и так не ловят), а потом органы оздоравливают крепкими кадрами, и преступность будет искоренена рекордно быстро.
Поразительным для меня в романе оказалось, что он реально про уродов. Людей в нем очень мало, по пальцам посчитать. Каменская, конечно, себя причисляет к людям. Но какая-то она непоследовательная. Хотя мир кажется ей кромешной обителью зла, а окружающие - сплошь сволочью, почему-то она не скоро догадывается, что наркополицейский со своей дамой жили на левые доходы этого самого мента, а не на заработанное его пассией. Вообще предубеждение Каменской ко всем и вся быстро надоедает. Например, она все никак не поверит, что ей достался адекватный, неворующий начальник, и все ждет от него подлостей, а когда начальник ей помогает уладить вопрос с диссертацией и продлением срока службы, она в глубине души вместо благодарности испытывает сплошной стресс, думая, что каким-то образом это хитрая подстава. Словом, Маринина хочет представить нам Каменскую как умную и собранную 45-летнюю женщину, а на выходе - скучная, дерганая тетенька.
Детективную интригу хвалить не за что. То, как в итоге все разрешается, - это совсем уж дичь, и зрителю подобную развязку предугадать нельзя, а главное удовольствие от детектива - решить загадку до того, как это сделает сыщик.
Еще поражает, что роман написан в XXI веке, и большинство персонажей - москвичи, а тем не менее счет все ведут...в долларах! Т.е. я понимаю еще, что приехавшие на заработки все переводят в валюту, им принципиально высчитать, сколько они посылают домой, и объяснить родне, какой порядок цен в столице. Но постоянные-то жители, по-моему, перестали считать в долларах уже в середине 90-х. А в книге даже стоимость телефонного звонка - "доллара 3 где-то". Я, кстати, знакома с одной пенсионеркой, которая тоже на рынке долларами расплачивается (все в них переводит), но это такая кислая провинциальщина, что давно не смешно.