"Варвара Асенкова" Ю.Л. Алянского
"Автобиография" Майлза Дэвиса
"Мой удивительный мир фарса" Бастер Китон, Чарльз Самуэлс
Варвара Асенкова (1817-1841) - талантливая актриса императорского Александринского театра, которая умерла в 24 года. Умереть так рано, работать ради своей семьи так тяжело, да еще и пренебрегая обычными для актрисы способами разбогатеть, подцепив богатого поклонника... Играя сначала в водевилях,она завоевала признание своей детской жизнерадостностью и обаянием, очищая своей игрой эти пьесы-безделушки от пошлости и абсолютного жизненного неправдоподобия. "Восхищенное дитя выпорхнуло на сцену..." . Но ее талант не ограничивался водевилями: Асенкова играла и серьезные драматические роли, в том числе Офелию. Она провела на сцене всего шесть лет, и, когда расклеили афиши с ее первым бенефисом, Асенкова уже не могла на него прийти - измученная работой, газетной клеветой, театральными интригами, она умирала.
Даже два века спустя это грустная короткая история трогает за душу. И в том же тоне нежной грусти с большим вкусом и тактом написана ее биография.
"Автобиография" Дэвиса, естественно, выдержана в совершенно ином тоне. Мне почему-то представилась такая картина: сидят в креслах друг напротив друга великий джазмен и журналист ,на столике диктофон. Журналист, наверное, ведет музыкальную колонку в Таймс, выпускник Гарварда, с литературными курсами за плечами, коллекционер виниловых пластинок. Майлз Дэвис надиктовывает, журналист почтительно слушает, спрашивае
- Сынок, это мое дерьмо, и ты будешь писать его так, как я наиграю.
Потому что я в первый раз в жизни встречаю такую незаполированную биографию!
Матинэ говорит: «Смотри, ты жалуешься на насморк, озноб, слабость. У тебя самая настоящая зависимость, нигер». Потом он купил мне немного героина в Квинсе. Я никогда не покупал героин в Квинсе. Понюхав дури, которую принес мне Матинэ, я сразу почувствовал себя отлично. Озноб улетучился, насморк прекратился, исчезла слабость. Я так и продолжал потом нюхать, но когда снова увидел Матинэ, он мне сказал: «Майлс, не трать денег на марафет, тебе так и так плохо будет. Пристраивайся на иглу, это гораздо лучше».
"Мой удивительный мир фарса"В автобиографии Китона не видно позы, нет натуги (вы знаете, что я юморист, так и быть, пошучу я вам), есть необыкновенно симпатичная детская любовь к смеху и радости. История его розыгрышей самых знаменитых персон Голливуда - это нечто! Но книга не превращается в набор баек: ведь в жизни Бастера Китона был очень тяжелый период, когда он пил, сходил с ума от творческой невостребованности, неприкаянности, последствий развода, разлуки с детьми... Китон честно рассказывает об этом. Однако его позиция, его отношение к себе и к жизни вызвала у меня огромное восхищение и уважение.
"Это происшествие сделало мне всемирную рекламу, и представляю, как многие люди сказали: бедный старый Бастер Китон! Когда-то был такой великой звездой, а теперь опустился до выступлений в европейских цирках. Но они немного опоздали со своим сочувствием. Мне очень нравился мой самый занятый и высокооплачиваемый год с тех времён, как Луис Б. Майер уволил меня с «Метро-Голдвин-Майер».