?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



«Посмотрите, как она [рогатая лягушка] прекрасна, сказал он. Люди часто спрашивают, какой в ней прок. Но они никогда не задумываются о том, какой прок в них самих. Почему кто-то должен исчезать с лица планеты, потому что он не нужен человеку? Право на жизнь есть у всех!»

Слышала из разных источников, что это не очень хорошая и субъективная биография, что она, мол, разрушает миф о книжном Даррелле, этаком неунывающем Индиана Джонсе зоологии. Однако мне книга понравилась, и читалась она очень быстро. Безусловно, интереснее всего было узнавать об экспедициях, на основе которых и писались его книги. О его первых шагах, формировании Джерсийского зоопарка и Фонда защиты дикой природы.

Это книга о человеке с большой мечтой, которая его во многом и угробила. Хотя так, как правило, и бывает. Многие его проблемы вроде болезней, выпивки, вспышек гнева, депрессий, неспособности оставаться в одиночестве и т.д. исходят из того давления и ответственности, которые он ощущал на себе. Для меня реальный Даррелл, который, кстати, писал вовсе не из-за любви к литературе, а ради зарабатывания денег и рекламы своего Фонда, стал еще ближе, чем литературный Даррелл. Ну а инфантильным товарищам, которые все боятся в чем-то разочароваться, лучше не читать ничего).

Показательна и история Даррелла с Корфу, куда он несколько раз возвращался в уже зрелом возрасте и ужасался тому, как изменился его остров, в том числе из-за туристов. И он, конечно, не мог и не осознавать, что во многом наплыв людей вызван бешеной популярностью его же собственной трилогии об острове.

Единственное, что мне не очень понравилось, так это то, что Боттинг цитирует очень много личных писем Даррелла. Это уже слишком. Конечно, сложно говорить о Даррелле без его двух жен, ведь на женщин в жизни он полагался оочень сильно. Но мне кажется, что часть этих писем можно было опустить. Как-то биограф слишком увлекся.

Для меня, пожалуй, главный вопрос, оставшийся, после чтения, таков: кем же все-таки является человек? Является ли он активным разрушителем окружающей среды и животного мира (и в этом случае многие обличительные речи Даррелла очень актуальны)? Или же все-таки человек – еще одна сила эволюции и все уже не так просто?  Ведь эволюция и естественный отбор – весьма жестокие вещи. Конечно, такие размышления никак не обесценивают главную цель работы Даррелла – сохранение исчезающих видов, разведение их в неволе и, главное, попытка вернуть новое потомство обратно в живую среду. Но при этом в перспективе, конечно, возникает множество этических вопросов, на которые без достаточной практики пока трудно дать ответы.

_______________________________________

«Темная сторона натуры Джеральда — его отчаяние, вспышки гнева, мизантропия, переедание, пьянство, постоянная тяга к путешествиям, стремление буквально часами жариться на солнце — уходила корнями в подсознательный страх того, что его жизнь проходит бесплодно. Он считал, что ничего не успел сделать — и не успеет в будущем».

Comments

( 56 comments — Leave a comment )
5x6
Jul. 16th, 2017 04:00 pm (UTC)
во многом наплыв людей вызван бешеной популярностью его же собственной трилогии об острове.


А там что, в основном русские туристы? На Западе-то он малоизвестен.
grt_pretender
Jul. 16th, 2017 04:30 pm (UTC)
Ну, это, как всегда, лишь ваша правда, которая ни на чем не основала, а потому, увы, не стоит никакого внимания.

Достаточно посмотреть количество выпускаемых первых и последующих тиражей его книг (до настоящего дня), которые переведены на многие языки, а также снятых с ним передач. О том, что его Фонд и сейчас фактически предоставляет обучающие программы для людей со всего мира и весьма известен, можно и не говорить. А его развитие и финансирование (весьма большие суммы), как и финансирование зоопарка, особенно в первые десятилетия, во многом держалось именно на известности самого Даррелла.
(no subject) - lolique - Jul. 16th, 2017 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grt_pretender - Jul. 16th, 2017 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lolique - Jul. 16th, 2017 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grt_pretender - Jul. 16th, 2017 05:13 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ptitsa_radio - Jul. 16th, 2017 11:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 5x6 - Jul. 16th, 2017 07:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mijunin - Jul. 16th, 2017 08:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 5x6 - Jul. 16th, 2017 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mijunin - Jul. 16th, 2017 09:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 5x6 - Jul. 17th, 2017 03:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - mijunin - Jul. 17th, 2017 03:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - 5x6 - Jul. 17th, 2017 06:44 pm (UTC) - Expand
m_ike
Jul. 16th, 2017 04:40 pm (UTC)
Это он сейчас малоизвестен или 40 лет назад? Вот что в британских газетах пишут:

http://www.independent.co.uk/travel/the-durrells-in-corfu-a6958066.html
Herein lies the double-edged sword of the Durrells’ success; much to his guilt and anger, Gerald’s My Family and Other Animals (considerably more popular than brother Lawrence’s Prospero’s Cell, and Henry Miller’s The Colossus of Marousi) helped put Corfu on the tourism map. By the 70s and 80s, great droves of British package holidaymakers were flocking here, and with them, bad behaviour and ugly architecture.

http://www.telegraph.co.uk/travel/destinations/europe/greece/corfu/articles/In-search-of-Durrells-Corfu/
The success of his books having put Corfu on the map, he held himself responsible for the tourist invasion of the 1970s and 1980s, and railed against the island's overdevelopment.
(no subject) - grt_pretender - Jul. 16th, 2017 04:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 5x6 - Jul. 16th, 2017 05:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_ike - Jul. 16th, 2017 05:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grt_pretender - Jul. 16th, 2017 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 5x6 - Jul. 16th, 2017 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_ike - Jul. 16th, 2017 10:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mastiqua - Jul. 18th, 2017 09:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - 5x6 - Jul. 18th, 2017 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mastiqua - Jul. 18th, 2017 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 5x6 - Jul. 16th, 2017 05:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_ike - Jul. 16th, 2017 05:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 5x6 - Jul. 16th, 2017 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_ike - Jul. 16th, 2017 10:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 5x6 - Jul. 17th, 2017 03:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - 5x6 - Jul. 16th, 2017 07:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_ike - Jul. 17th, 2017 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 5x6 - Jul. 17th, 2017 09:48 pm (UTC) - Expand
mastiqua
Jul. 17th, 2017 10:44 am (UTC)
Да, то то у меня туристы из штатов, франции, германии гостиницы на Керкире бронируют аж с февраля. И так во всех турфирмах, что работают с островом.
(no subject) - 5x6 - Jul. 17th, 2017 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mastiqua - Jul. 17th, 2017 08:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 5x6 - Jul. 17th, 2017 09:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mastiqua - Jul. 17th, 2017 09:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 5x6 - Jul. 17th, 2017 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mastiqua - Jul. 18th, 2017 05:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - 5x6 - Jul. 18th, 2017 05:42 am (UTC) - Expand
zwilling
Jul. 16th, 2017 05:34 pm (UTC)
>Является ли он активным разрушителем окружающей среды и животного мира (и в этом случае многие обличительные речи Даррелла очень актуальны)? Или же все-таки человек – еще одна сила эволюции и все уже не так просто? Ведь эволюция и естественный отбор – весьма жестокие вещи.
>

Вы, вероятно, сознательно или бессознательно исходите из той идеи, что если что-то природно, то оно оправданно. Однако это плохая идея.

Разумеется, человек — одна из сил эволюции, как и любой другой вид живых существ. Из этого вообще ничего не следует по части того, хорошо или плохо то, что он делает здесь или там.
grt_pretender
Jul. 16th, 2017 05:52 pm (UTC)
Нет, это вы зачем-то вывели такую плохую идею, я такого не писала).
И потом "природно" и категории "оправданно", "хорошо" или "плохо" - уже несовместимые понятия. Такие оценки - число человеческое изобретение.
Невозможно одну систему описывать категориями другой.

Нет, я (ничего не утверждая, кстати, а пытаясь лишь абстрагироваться и рассмотреть ситуацию с двух полюсов) исходила из того, что человек - тоже млекопитающее. А млекопитающие, как и погодные условия и прочие факторы, приводят к исчезновению других животных. Конечно, наличие самосознания и культуры у человека поднимает все это на совершенно другой уровень. С этим невозможно спорить.

Но! Если говорить о работе Фонда Даррелла, то дело даже не в этом. А в том, что идея разведения и возвращения животных хороша в теории, но фактически это тоже сознательное вмешательство человека, только теперь уже с другим знаком. И последствия этого вмешательства (начиная с возможных генетических изменений в потомстве и кончая изменением геополитики природной среды с их возвращением) тоже сложно предугадать, как и в примере с Корфу. Примеры совершенно разные, но аналогия есть.

Конечно, таким этическим вопросам и конфликтам тоже уже не одно десятилетие и это еще открытое поле.
zwilling
Jul. 17th, 2017 10:23 am (UTC)
Прошу прощения, если неправильно вас понял, но процитированное мной противопоставление трудно понять иначе — именно потому, что это противопоставление. Да, человек является разрушителем окружающей среды. Да, человек — ещё одна сила эволюции. Да, эволюция жестока. Все эти вещи прекрасно сочетаются.

А без вмешательства всё равно никак не обойтись, разве что коллективно самоубиться.

egovoru
Jul. 16th, 2017 06:04 pm (UTC)
У Боттинга, конечно, была очень трудная задача: написать биографию человека, который сам уже написал ее в своих книгах. В такой ситуации труд биографа неизбежно превращается в этакие заметки на полях книг того, чью жизнь он описывает: дескать, на самом-то деле все было не совсем так или вовсе не так.

Но, даже принимая это во внимание, книжка Боттинга показалась мне не слишком интересной, потому что он пересказывает слишком много того, что читателям Даррелла и так уже известно из его собственных книг - а кто же еще возьмется читать биографию Даррелла, как не его читатели и почитатели? А какого-то своего оригинального взгляда на те же события у него, мне кажется, нет - или он не сумел его изложить.

"Или же все-таки человек – еще одна сила эволюции и все уже не так просто?  Ведь эволюция и естественный отбор – весьма жестокие вещи"

Дело вовсе не в жестокости естественного отбора, а в том, что возможности человека по уничтожению других видов - и в первую очередь, не путем целенаправленного отстрела, а путем разрушения их среды обитания, переделки ее под собственную среду - на порядки превышают возможности любого другого вида. Иными словами, отбор, запущенный человеческой технологией, именно что перестает быть естественным. С другой стороны, человек - единственное существо, которое способно задуматься о вымирании других видов.

Edited at 2017-07-16 06:05 pm (UTC)
grt_pretender
Jul. 16th, 2017 06:13 pm (UTC)
А какого-то своего оригинального взгляда на те же события у него, мне кажется, нет - или он не сумел его изложить (с)

Мало того, он еще и в лучших традициях Прашкевича разбавляет биографию обильными цитатами).

Я согласна с вами по поводу возможностей человека. Здорово, что пост вызвал реакцию. Сама ситуация, когда элемент системы (человек) пытается выйти за ее пределы и объективно описать ситуацию, сама по себе сложна, но и важна. А свои мысли о последствиях человеческого влияния на животную среду я написала в комментарии выше.
egovoru
Jul. 16th, 2017 07:51 pm (UTC)
"Мало того, он еще и в лучших традициях Прашкевича разбавляет биографию обильными цитатами"

Что, опять же, показывает, что он плохо понимал, кто именно будет читать его книгу - ведь те, кого она на деле заинтересовала, и так помнили текст Даррелла наизусть :) Не говоря уже о том, что набивать свою книгу чужими цитатами - просто нечестно :)

Edited at 2017-07-16 07:51 pm (UTC)
(no subject) - grt_pretender - Jul. 16th, 2017 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 16th, 2017 08:41 pm (UTC) - Expand
5x6
Jul. 16th, 2017 07:52 pm (UTC)
Homo sapience sapience существует уже 200 000 лет, а задумываться об этом начал только последние лет пятьдесят. Последние
0.025% времени. Не так уж сильно отличие от прочих животных...
egovoru
Jul. 16th, 2017 07:56 pm (UTC)
Да, но ведь только в эти последние 0.025% своей истории человек и овладел теми средствами воздействия на среду, которые вынесли его за скобки обычных межвидовых взаимодействий?
(no subject) - 5x6 - Jul. 16th, 2017 08:25 pm (UTC) - Expand
annett_play
Jul. 17th, 2017 03:53 am (UTC)
спасибо за отзыв, не слышала об этой биографии. внесла в список на почитать)
montagnola
Jul. 17th, 2017 01:02 pm (UTC)
Прочитала эту книгу несколько лет назад и она меня не разочаровала, а скорее, действительно, дополнила образ Даррелла, помогла увидеть его с разных сторон. Считаю, что этот человек достоин восхищения уже потому, что ему удалось достигнуть своей мечты и еще и прославиться как натуралист и писатель, в то время как он не закончил даже средней школы. Что касается его вклада в охрану животного мира, думаю, что он вполне в этой области достоин звания святого, несмотря на все свои недостатки - депрессии, пьянство, вспышки гнева и прочее.
ritamustard
Jul. 22nd, 2017 03:01 pm (UTC)
Мне понравилась книга, ломает привычое представление, конечно, ну да и по "Гончим Бафута" было вполне ясно, что он выпивает ого-го.

Вообще меня больше всего удивило его хилое здоровье. Мне-то всегда казалось самоочевидным, что в тропиках и прочих интересных местах природы могут работать только исключительно здоровые и выносливые и это одна из причин, по которой я и помыслить не могла о чём-то кроме чисто офисной работы.
Позже я с удивлением (уже меньшим) узнала о слабом здоровье Хэрриота и Сетон-Томпсона...

Ну а самым неприятным в книге мне показалось описание смерти Даррелла, как-то уж это слишком, можно было опустить всё-таки опустить эти медицинские подробности. Понятно, что формат книги "будем откровенны до конца", но, честно говоря, я бы не стала обижаться на автора, если бы он смягчил это место.
( 56 comments — Leave a comment )

Tags

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Profile

chto_chitat
Что читать
Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser