?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Прежде всего отмечу, что никакой это не роман. Это рассказ, усилиями автора растянутый до повести. Образ героя не развивается по ходу действия, он статичен, читатель и даже рассказчик не успевают понять, положительный он или отрицательный, не успевают полюбить героя. Потому и гибель его, практически случайная, не особо задевает.

С другой стороны, судьба Гэтсби актуальна для современного постсоветского читателя. Она похожа на судьбы тех, кто храбро сражался в Афганистане, Чечне, а потом не смог найти себя в мирной и уже капиталистической жизни.


Герой войны выглядит глуповато со своей любовью, пронесенной сквозь ужас битв, он не понимает, что его обожаемая Дэзи прожила совсем другие пять лет, у них нет и не может быть точек соприкосновения, разве что смутные романтические воспоминания.

Странно, что автор, сам воевавший, фронтовую линию оставил в стороне, лишь обозначив ее как факт биографии героя, изложил события в виде буржуазной драмы, окончившейся тремя достаточно нелепыми смертями.

Для нашего читателя произведение мелковато. Да что там мелковато – мелкотравчато. Пошлые адюльтеры, убогие женские персонажи. Развязка насквозь искусственная, будто приляпанная второпях. Не скажу, что сильно скучал, читая эту книгу, но ничего бы не потерял и без нее.

Думаю, включение «Великого Гэтсби» в школьную программу обусловлено крошечными размерами «романа», а также его кинематографичностью. Множество экранизаций (я, кстати, ни одной не смотрел и не собираюсь) позволяет школярам знакомиться с классикой без особых усилий. А играть Джея Гэтсби может кто угодно – он и в книге никакой.

И напоследок пару слов о «великости». Почему «Великий Гэтсби»? Из-за канонического перевода на русский язык. На мой взгляд, более правильно было бы «Великолепный Гэтсби», но так назвать уже никто не рискнет.

Comments

( 50 comments — Leave a comment )
estevet
Jul. 15th, 2015 06:31 pm (UTC)
Вы - мой кумир! Тра-ля-ля...
(Deleted comment)
(no subject) - estevet - Jul. 15th, 2015 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yuri_p - Jul. 16th, 2015 04:07 am (UTC) - Expand
pavel_herc
Jul. 15th, 2015 06:39 pm (UTC)
а что, у книги какой-то юбилей? посты про нее пошли друг за другом
yuri_p
Jul. 16th, 2015 04:26 am (UTC)
Вообще-то 90-летний юбилей книги был 10 апреля. Но пока прочитали, пока собрали в кучу разбежавшиеся мысли - вот и дотянули до июля.
alfare
Jul. 15th, 2015 06:40 pm (UTC)
Сейчас вас будут бить...
yuri_p
Jul. 16th, 2015 04:32 am (UTC)
Думаю, называть уважаемого 5х6 во множественном числе - некоторый перебор. А другие вряд ли рискнут.
rosa_morena1
Jul. 15th, 2015 07:20 pm (UTC)
- Берегите пенсне, Киса! - в отчаянии крикнул Остап, бросая весла. - Сейчас начнется!
engurevich
Jul. 15th, 2015 07:33 pm (UTC)
поведайте, как воевал Фицджеральд!
yuri_p
Jul. 16th, 2015 05:39 am (UTC)
Да, Вы правы, не воевал Фицджеральд, не успел. Тут я маху дал, некритически прочитав Википедию.
kot_behemoth
Jul. 15th, 2015 07:42 pm (UTC)
Хосспаде, у вас в альтернативной реальности и сам Фицджеральд, и его герои суть ветераны? Я б такое почитал...
yuri_p
Jul. 16th, 2015 05:39 am (UTC)
Да, Вы правы, не воевал Фицджеральд, не успел. Тут я маху дал, некритически прочитав Википедию.
old_flint
Jul. 15th, 2015 08:40 pm (UTC)

А Кадыров храбро сражался в Чечне? А Дудаев в Афганистане?
Хоспидя, какая каша в голове. Давайте лучше обсудим "Одиночество в сети". Что-то его тут давно не обсуждали.

yuri_p
Jul. 16th, 2015 05:39 am (UTC)
Да, Вы правы, не воевал Фицджеральд, не успел. Тут я маху дал, некритически прочитав Википедию.
1966danila
Jul. 15th, 2015 10:22 pm (UTC)
"капиталистической жизни."" буржуазной драмы"зачет по соц.реализму принят!
angevine_russe
Jul. 15th, 2015 11:22 pm (UTC)
Редкий случай - мое мнение о сей книге полностью совпало с чьм-то, в данном случае с Вашим.
Даже слова те же: мелко, пошло, убого.
Вообще не понимаю популярность "романа". Почему тогда уж не "Ночь нежна"?
5x6
Jul. 16th, 2015 12:09 am (UTC)
Есть все-таки в мире стабильность. Вы меня не подводите.

Пишите еще, у вас практичеки безошибочный взгляд. Чем более замечательная книга, тем большее раздражение она у вас вызывает. И наоборот.
yuri_p
Jul. 16th, 2015 03:58 am (UTC)
Пожалуй, стоит написать пост о книгах, вызвавших у нас с Вами не просто полярные, но прямо-таки антагонистические эмоции. Типа "Доктора Живаго" и пр.

Получится примечательный список.
(no subject) - 5x6 - Jul. 16th, 2015 04:44 am (UTC) - Expand
fuguebach
Jul. 16th, 2015 04:19 am (UTC)
Многие книжки (как и прочие произведения) знамениты не своей глубиной, а тем что что-то выразили впервые. Вот, например, те качества книги, которые вы отметили как недостатки (сумбурность, нелогичность), в свое время были революционными, потому что просто как бы показывали отстраненный взгляд на происходящее. Хемингуэй тоже сейчас кажется каким-то мелким и непонятно о чем вообще писавшим автором.
yuri_p
Jul. 16th, 2015 06:01 am (UTC)
Не могу с Вами согласиться.

Допустим, в отношении Хемингуэя Вы правы (только допустим). У него тогда все логично: его наиболее известный роман "Прощай, оружие" действительно "что-то выразил впервые" и по-новому - и стал поэтому бешено популярным. Сейчас, допустим, он уже не столь знаменит.

Но у Фицджеральда-то все с точностью до наоборот. "Великий Гэтсби" внимания публики практически не привлек. Популярность пришла к нему в 50-ые годы, когда автора давно не было в живых.
(no subject) - fuguebach - Jul. 16th, 2015 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - thawing_wind - Jul. 16th, 2015 07:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - fuguebach - Jul. 16th, 2015 11:39 am (UTC) - Expand
crystal_cold
Jul. 16th, 2015 05:29 am (UTC)
\\"Для нашего читателя произведение мелковато."

А те, кто прочитал и решил, что произведение нормальное, хорошее - те не наши?)
yuri_p
Jul. 16th, 2015 06:11 am (UTC)
Имею в виду тех, чьи вкусы сформированы русской и советской литературой.

Среди русскоязычных эмигрантов (внешних и внутренних) немало тех, кто принижает отечественное и поклоняется западному. Таких трудновато причислить к "нашим".
(no subject) - crystal_cold - Jul. 16th, 2015 06:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - yuri_p - Jul. 16th, 2015 07:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - crystal_cold - Jul. 16th, 2015 07:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - yuri_p - Jul. 16th, 2015 08:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - crystal_cold - Jul. 16th, 2015 08:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - di_vivere - Jul. 16th, 2015 06:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - yuri_p - Jul. 16th, 2015 07:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - di_vivere - Jul. 16th, 2015 07:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - yuri_p - Jul. 16th, 2015 08:25 am (UTC) - Expand
grt_pretender
Jul. 16th, 2015 07:05 am (UTC)
Для нашего читателя произведение мелковато (с)
Чтобы было не мелко, нужно разобраться, чего ж в то время было, война или что-то еще, скажем так)

Фицджеральд идеально уловил тенденцию начала 20-х. Именно поэтому во время публикации книга получила смешанные отзывы (кому приятно такое признавать), а позднее (с исторической уже перспективы) стала популярной. Учитывая, какие события происходили через 4 года после публикации книги, тем более понятно становится, что книга весьма в точку. Да и с точки зрения языка отлично написала.

Пишите лучше про своих попаданцев. В этом вы как-то... компетентнее смотритесь)
yuri_p
Jul. 16th, 2015 07:44 am (UTC)
Мне представляется, что Вы смешали в одну кучу наших читателей и читателей-американцев.

Наши получили перевод книги лишь в 1965 году, так что они не участвовали в определении, кто там что и как "уловил" в 20-ых годах.

Участвовали в оценке только американцы. Книга вышла 10 апреля 1925 года, а Великая депрессия началась в октябре 1929-го, причем началась внезапно, как снег на голову.

То есть Фицджеральд адекватно описывал действительность и настроения ДО депрессии. Почему же американские читатели за 4,5 года так и не признали высочайших достоинств и новаторства "Великого Гэтсби"? Срок вполне достаточный, ТВ тогда не было, читали гораздо больше, да и экранизация не заставила себя ждать.

Мой ответ прост - не было и нет в этой книге никаких выдающихся достоинств. Не скажу, что она плохая, обычная средняя книжка. Но уж никак не для включения в школьную программу и обязательный культурный багаж.
teodorih_lis
Jul. 16th, 2015 11:02 am (UTC)
Читайте Толстого Войну и мир и Анну Каренину, там будут те же адюльтеры пошловатые, и женщины, ой сорри дословно не помню как Толстой о любимой Наташе в 4 м томе - толстая обабевшая самка и описание детских испражнений на пеленках которые Пьер разглядывает. Там будет и размах и глубина.
Написали бы про это, про то что нравится. Или не потянете 4 тома? У Толстого как же, мысль начал и через 10 страниц кончил. ))
Вячеслав Чешский
Jul. 31st, 2015 03:38 pm (UTC)
Давно собирался почитать Фитцджеральда,-пару лет назад прочёл Великого Гэтсби,-ни душе,ни сердцу,-не греет..
Ещё у меня в библиотеке имеется "Ночь нежна", теперь думаю,:-Читать?Нет?
Времени жалко, человек я занятой,а читать книги люблю,вот и не знаю,стоит ли потратить кусочек жизни,чтобы ознакомиться со следующим произведием Фитцджеральда?
(no subject) - teodorih_lis - Aug. 5th, 2015 10:25 pm (UTC) - Expand
( 50 comments — Leave a comment )

Tags

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Profile

chto_chitat
Что читать
Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser