glasha_yu (glasha_yu) wrote in chto_chitat,

Д.Быков. Советская литература. Краткий курс

быков1 (200x304, 11Kb)
Вчера я дочитала курс лекций по советской литературе Дмитрия Быкова, и вот какие мысли меня посетили. Первая мысль - из прекрасного студенческого далёка. Читала нам зарубежку великолепнейшая Маргарита Васильевна Разумовская. И вот после лекции я подошла к ней, что-то там меня в Вольтере заинтересовала. Она мне, конечно же, ответила на мой вопрос, а потом вскользь заметила: "Я не люблю Вольтера, я люблю Руссо". Увидев мой ошарашенный взгляд (потому как я из лекции не поняла, что она НЕ любит Вольтера), она сказала: "Но мы с вами филологи, мы должны любить все". Я еще больше озадачилась, а теперь поняла: для препода не должно существовать вкусовщины, он должен быть объективен, нелицеприятен (слово я употребляю правильно, в отличие от многих журналистов). А теперь - к Быкову.

Весь курс можно поделить на части "Литература и я" и "Я и литература". Вполне вероятно, что курс был записан, а потом расшифрован с диктофона: очень заметны устные интонации. Быков - уж этого у него не отнимешь - человек начитанный, но в этом (извините за выражение) курсе вкусовщина цветет махровым цветом. Никакой стройности изложения, никаких тебе чужих взглядов. А если и есть, то неправильные. Удивило, что он делает акцент на ... как бы это сказать... на маргинальных произведениях. Уж не от заносчивости ли? Забыли, забросили, не обратили внимания, а вот этот-то рассказик (повесть, романчик) как раз хорош, его-то я и советую прочитать. Горький плох, Федин беден, Есенин пьянен... Творчество Горького - прыг-скок с раннего на позднего (очевидно, нет тут никакой разницы), с прозы на драматургию. В целом, писатель так себе, за исключением парочки рассказов. Да, насчет Федина согласна. Слава богу, "Города и годы" оценил. Почему-то без "Первых радостей" (ну, черт с ними, они традиционные и более чем скромные) и "Необыкновенного лета". Какую-то бурду несет про Шолохова. Вроде в целом хорош, но не каждому по зубам. Особенно патриотам. Фу-у-у! Журналист читает курс литературы как пишет. Не, не так. Он акценты делает именно на том, на чем должен делать журналист - цвет глаз, волос, вес, рост, связи и пр. Биографизм такой. Для литературного творчества, может, и важен рост и вес, но хотелось бы другого. Мне могут возразить, что это живо, не занюханно, не кондово. Наверное. Но назовите это так, как я написала выше. Буду честна и нелицеприятна: мне кое-что понравилось. Например, о Федоре Панферове. Действительно, эпохальные "Бруски"! Мне за ночь до экзамена предстояло их прочитать. Больше 60 страниц не осилила (а они в четырех книгах, в двух томах). Но в 1979 г. в ...кажется... Брно я очутилась в компании не очень молодых чехов. Они с восторгом говорили о "БрУсках"и морщились от "Целины" (мы же - от того и от другого).
Много слов о Николае Шпанове. Вы знаете, кто это? Я тоже не знала, хотя в дисматериалах мне попадались цитаты из его произведений. Вроде плох. Зачем же тогда о нем столько говорить? А вот с другой стороны хорош. Деревенщиков всех обозвал антикультурным проектом. Досталось Анатолию Иванову, Петру Проскурину. Что-то не вспомнил Георгия Маркова. Это упущение. "Кто не осились "Соль земли", тому грозит "Сибирь"! Анатолий Иванов ничуть не хуже Бубеннова. Кстати, и того и другого переиздают, а стало быть, покупают и читает. Представляю, что думает Быков о таких читателях. Хотя почему-то о Пикуле хорошо отозвался, а его тоже те же читают. Только вот, насколько знаю, Пикуль своей главной книгой считал не "Нечистую силу", а "Каторгу". А вот большое человеческое спасибо Быкову за "Большие пожары". Не знала, и не говорили нам. Оказывается, в 1927 году в "Огоньке" печатался коллективный роман под таким названием. Каждый автор писал по главе. Представляете? Это вроде наших словесных игр в юности, когда не знаешь, что напишет предыдущий игрок. 25 писателей - 25 глав. Вышло г..., конечно же (по мнению лектора).А информация интересная!
Ну, вот как-то так и все остальное...
Tags: Б, Быков, публицистика, советская
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded  

  • 83 comments

agk_ru

February 27 2013, 13:54:50 UTC 2 months ago

Отличная рецензия, уважаемая Глаша. Веллер еще из таких же - все ему плохи: Пушкин там, Лермонтов. Слабо мол, вторично. Один, тем более, арап, другой и вовсе шотландец. Только своя собственная гениальность не вызывает сомнений.

glasha_yu

February 27 2013, 13:59:35 UTC 2 months ago

Спасибо за отклик. Но Веллер, на мой взгляд, гораздо хуже со своим словесным поносом. Быков элегантнее.

engurevich

February 27 2013, 14:07:42 UTC 2 months ago

Да, спасибо, что не поленились и написали.
Надо, надо открывать глаза на Быкова - верхогляда заласканного.

glasha_yu

February 27 2013, 14:14:29 UTC 2 months ago

Да я ж не столько на Быкова, сколько на проблему образования. :)
Спасибо за отклик.

engurevich

2 months ago

glasha_yu

2 months ago

engurevich

2 months ago

glasha_yu

2 months ago

engurevich

2 months ago

glasha_yu

2 months ago

bongodemon

2 months ago

glasha_yu

2 months ago

engurevich

2 months ago

glasha_yu

2 months ago

polenova

2 months ago

glasha_yu

2 months ago

bongodemon

2 months ago

radugaw

February 27 2013, 14:08:42 UTC 2 months ago

Чувствую себя пенсионеркой, записывающей рецепты оздоровления за Малаховым.
Поскольку я не филолог, а , наоборот, строитель, то прослушала лекции( в записи) с удовольствием, и мне показалось, что я просветилась. Ошиблась?

glasha_yu

February 27 2013, 14:16:20 UTC 2 months ago

Ну почему ж? Если вы чего-то не знали, то все в копилочку. Важно, чтобы у вас было в запасе не только мнение лектора.

radugaw

2 months ago

glasha_yu

2 months ago

radugaw

2 months ago

bongodemon

2 months ago

glasha_yu

2 months ago

bongodemon

2 months ago

glasha_yu

2 months ago

bongodemon

2 months ago

glasha_yu

2 months ago

zhuchka11

2 months ago

glasha_yu

2 months ago

zhuchka11

2 months ago

glasha_yu

2 months ago

zhuchka11

2 months ago

glasha_yu

2 months ago

bongodemon

2 months ago

glasha_yu

2 months ago

bongodemon

2 months ago

glasha_yu

2 months ago

zhuchka11

2 months ago

postumia

February 27 2013, 14:12:05 UTC 2 months ago

Очень похоже на Быкова.

glasha_yu

February 27 2013, 14:20:08 UTC 2 months ago

Это его право. Но в книге сказано, что это лекции, читанные в МГИМО. Вот это и печалит. Назовите это "Кружок (не)любителей советской словесности" или еще как-нибудь и трендите о чем хотите.

postumia

2 months ago

glasha_yu

2 months ago

zhuchka11

2 months ago

glasha_yu

2 months ago

oetar

February 27 2013, 14:16:25 UTC 2 months ago

Похоже Вы весьма неплохо разбираетесь в советской литературе. А не могли бы Вы составить свой, скажем, "топ 25 советской литературы" отдельным постом в этом сообществе? Пусть это будет субъективная вкусовщина всё равно любопытно.

glasha_yu

February 27 2013, 14:25:01 UTC 2 months ago

Я в ней не разбираюсь. В том смысле, что не ковыряюсь профессионально или даже полупрофессионально. Да и почти не читаю. В принципе у Быкова в книжке все достойные авторы. Ну, я бы добавила Платонова (он специально о нем не говорит) и Пантелеймона Романова (рассказы). Конечно, некоторых бы из списка исключила.

oetar

2 months ago

oetar

2 months ago

glasha_yu

2 months ago

glasha_yu

2 months ago

5x6

2 months ago

oetar

2 months ago

5x6

2 months ago

onkel_hans

February 27 2013, 14:38:49 UTC 2 months ago

Не знаете Ник. Шпанова?!?

Весьма занимательное чтиво. Пример того, что вбивалось в моск совейским людя и до сих пор там сидит даже у их внуков.

glasha_yu

February 27 2013, 14:40:23 UTC 2 months ago

Охо-хо. Занимательного было в то время немало.

onkel_hans

2 months ago

glasha_yu

2 months ago

onkel_hans

2 months ago

shannakey

February 27 2013, 15:03:00 UTC 2 months ago

О, я пару дней назад прочитала как раз что Быков приезжает в Лондон на "фестиваль русской современной литературы". В качестве автора и представителя этой самой русской литературы (ну там еще милое собрание приглашенных литераторов "под стать", но Быков именно что "гвоздь программы").
Это жуть и жесть конечно.
ЗЫ. Упомянутую книгу не читала, но в его стиле вполне, судя по описанию. Читала всякое другое и скоро бросила.

glasha_yu

February 27 2013, 15:09:40 UTC 2 months ago

Как литератор он еще популярнее. Но мне хватило "Орфографии". Публицистика его нравится, хотя не принимаю многого.

bardina354

February 27 2013, 16:00:27 UTC 2 months ago

Знаете, больше всего в работе преподавателя ценю личное мнение. "Как было на самом деле" узнаю из научной литературы и учебников. Заказала книгу, надеюсь, не зря.

glasha_yu

February 27 2013, 16:14:03 UTC 2 months ago

"Как было на самом деле" узнаю из научной литературы и учебников.
А это как? Если у каждого свой взгляд, свое видение предмета.

kristinkin

February 27 2013, 17:04:29 UTC 2 months ago

Получила огромнейшее удовольствие от прочтения Вашего отзыва!
Спасибо

glasha_yu

February 27 2013, 17:05:38 UTC 2 months ago

Спасибо на добром слове. Теперь читайте оригинал.

vipera

February 27 2013, 19:38:17 UTC 2 months ago

Получила огромное удовольствие от этой полемики. Боже мой, какие злые и завистливые тетки свысока поносят Быкова. Студенты на Ваших лекциях спят и в айпадах-айфонах сидят? Обязательно закажу эту книгу Быкова для своих внуков, спасибо за наводку.

glasha_yu

February 27 2013, 19:44:42 UTC 2 months ago

Что-то я не помню Вас н своих лекциях.
Конечно, заказывайте книгу.

sferaw

2 months ago

marta_freckle

February 27 2013, 19:50:43 UTC 2 months ago

Спасибо за пост.

glasha_yu

February 27 2013, 19:51:43 UTC 2 months ago

Спасибо за отклик.

glasha_yu

2 months ago

glasha_yu

2 months ago

old_al

February 28 2013, 09:10:46 UTC 2 months ago

Мы писателей любим именно за их собственное мнение. Быков писатель, а не филолУХ, и потому может говорить что хочет, и о чем (ком)хочет. Ему не платят денежку за следование линии партии или целование главного политрука в промежность.

glasha_yu

February 28 2013, 13:38:39 UTC 2 months ago

Ну, не знаю. Может, других целует. Это его личное дело. И вы верно заметили, что не филолУХ, а пейсатель. Так что нужно верно определиться с жанрами - и флаг ему в руки.
П.С. И вот что просто за так, забесплатно, уж извините...

as_avgust

February 28 2013, 13:31:26 UTC 2 months ago

Снег-белый, трава-зелёная, Быков - чудовищно субъективен! Что бы он не писал, не говорил, где бы я не натыкалась на этого человека - он неостановим, безаппеляционен и субъективен. В сочетании с энцеклопедической эрудицией (господи, он же правда это всё читал!), фантастической работоспособностью (милосердный, он ж правда это всё написал!) -это создаёт интереснейшую личность, мнение которой, заслуживает серьёзного внимания. Хотя бы для того,чтоб оттолкнувшись - сформировать своё. Спасибо за рецензию.

glasha_yu

February 28 2013, 13:45:03 UTC 2 months ago

Спасибо за отклик. То, что Быков неординарная личность, этого не отнять.
Но в целом я ведь не о Быкове...

kagury

March 1 2013, 07:27:09 UTC 2 months ago

Приятно читать, что еще кто-то подходит к Быкову с точки зрения здравомысящего человека, а не "кричали барышни ура, и в воздух чепчики бросали". Спасибо за рецензию, точно понятно, что еще одну журналистскую книжку можно смело пропускать.

glasha_yu

March 1 2013, 14:38:09 UTC 2 months ago

Спасибо за отклик. Но все же, думаю, лучше самому составить мнение, чем полагаться на чужое.